В редакцию «МИГа» пришло письмо от жильцов дома №6 по переулку Яворному [Днепровский район Запорожья]. Жители одного из подъездов длительное время сидят без газа, который они используют и для приготовления пищи, и для подогрева воды.
“23 декабря 2021 года «Запорожгаз» отключил газ в десяти квартирах. Аварийную службу вызвала хозяйка квартиры № 22; она же не позволила в своей квартире перекрыть газ и установить заглушку. Поскольку работники газовой службы расценили обстановку как аварийную, спорить с владелицей квартиры не стали, а вышли и перекрыли два стояка в нашей пятиэтажке.
Как заявила хозяйка квартиры нам, соседям: «А почему я одна должна страдать?» И теперь страдают жильцы еще девяти квартир: мы не отпраздновали Новый год и Рождество, сидим без горячей пищи и воды [у нас газовые колонки], а среди нас люди с тяжелыми заболеваниями, находящиеся на строжайшей диете, семьи с маленькими детьми. В «Запорожгазе» нам сказали: “Терроризируйте» ее [т. е. хозяйку квартиры]. Пока мы не войдем в кв. 22, газ вы не получите”.
Позвольте! Во-первых, почему нас подталкивают к противоправным действиям, а, во-вторых, у каждого из нас прямые договора с газовой службой, которая обязана обеспечивать нас газом. А как – это их проблемы!
Одна из соседок в Интернете обнаружила описание сходного случая, в котором фигурировали «Городские тепловые сети». Но там сотрудники «Теплосетей» вызвали полицию, вскрыли дверь и устранили аварию. Ситуацию прокомментировал юрист: “В подобных аварийных ситуациях любая коммунальная служба в случае препятствования устранению аварийной ситуации обязана вызвать полицию и без санкции суда вскрыть дверь и предотвратить аварию”.
Что, в «Запорожгазе» не знают об этом? Процитируем строки Договора о предоставлении населению услуг по газоснабжению на языке оригинала:
«Права та обов’язки сторін»:
- Виконавець має право:
6] доступу в приміщення споживача для ліквідації аварій, у тому числі несанкціонованого, відповідно до встановленого законом порядку, проведення в них огляду та усунення недоліків у роботі системи газопостачання.
Этот Договор сотрудники «Запорожгаза» составляли сами!
Заодно хочется спросить: у нас в городе власти хоть какие-то есть? Чем они заняты? Кто-нибудь контролирует работу коммунальных служб [и не только их]? И почему без вмешательства средств массовой информации ничего сделать нельзя?
И еще. Собственно, это искусственно созданная «проблема». И решение простое – выполнить свои прямые функциональные обязанности, а именно: приехать аварийной службе «Запорожгаза», вызвать полицию и вскрыть дверь. Аварийщики включают газ, газовщики устраняют неисправность в плите [хозяйка утверждала, что неисправность – в плите]. И – все! Никаких проблем!
Но вот в чем вопрос: кто может заставить газовщиков выполнить свои прямые функциональные обязанности?
Жильцы дома № 6 по переулку Яворному в Днепровском районе: И.В. Омельченко, Н.М. Малеванный, В.В. Галайдюк, Е.Д. Харь, Е.М. Шепотько, А.А. Самков, В.Г. Румянцева, О.И. Яковец, Н.Г. Винярская”.
Журналисты «МИГа» побывали на месте ЧП – действительно, жильцы десяти квартир длительное время сидят без газа. Они купили электроплитки, чтобы готовить себе еду, из-за чего возникают проблемы с электричеством.
По их словам, им предлагают за их счет «завести» газовые трубы в квартиры с улицы, минуя злополучную квартиру. Но это немалые средства, разрушение ремонтов, да и сам 60-летний дом выдержит ли? Почему газовщики не выполняют договор, согласно которому для устранения аварийной ситуации [если таковая имеет место действительно быть] надо вскрыть дверь и предотвратить аварию?
Что же делать в таких ситуациях?
Поставщики газа не имеют права отключать потребителей на территории, где установлен “красный” уровень эпидемической опасности [Как видим, жильцов дома с переулка Яворного отключили от газа, когда Запорожская область еще была в «красной зоне» по коронавирусу]. Исключением являются только аварийные ситуации, которые должны устранить в кратчайшие сроки [получается, месяц, как в данной ситуации, не срок?].
Впрочем, на практике случаи перекрытия газа фиксируются регулярно, при этом, как утверждают потребители, по надуманным причинам.
“Изначально приезжает аварийная служба и без предупреждений перекрывает трубу. Гражданам объясняют отключение утечкой газа, но в дальнейшем газовщики повторно не производят подключение. Кроме того, поставщик «задним числом» выставляет «сомнительную» задолженность”, – описывает механизм издание «Газправда».
“Практика отключения потребителей от газоснабжения в период карантинных ограничений по такой надуманной причине, как утечка газа, довольно распространенное явление во всех регионах страны. За проблемой утечки газа скрывается надуманная или имеющаяся задолженность потребителей. Зачастую о такой задолженности сообщают неофициально, в устном формате. Поэтому помним: всю переписку с облгазами ведем только в письменном виде! Если в течение длительного времени вопрос не решается, а только появляются новые требования для устранения причин отключения газа, вопрос требует привлечения НКРЭКУ. Именно в таком случае письма от облгаза будут служить документами, которые нужно будет добавить к вашему обращению в НКРЭКУ”, – отметила начальник Центра правовой поддержки потребителей «Газправды» Юлия Чеберяк.
Потребителям нужно придерживаться такого алгоритма в случае безосновательного перекрытия газа:
– обратиться в контакт-центр облгаза или написать письмо-претензию к председателю правления;
– если устные переговоры не принесли результата, можно позвонить на правительственную “горячую линию” 1545 или оформить обращение через сайт контактного центра Кабмина;
– на незаконные действия газовщиков нужно жаловаться в НКРЭКУ.
Если и такие действия не помогли решить проблему, тогда нужно обращаться в суд. Защита прав потребителей осуществляется в порядке гражданского судопроизводства, Гражданского процессуального кодекса Украины, закона о защите прав потребителей.
фото Сергея Томко