И совсем я не шутил, назвав шустрый ЗиС, который зрители наблюдали в картине, снимавшейся в городе за днепровскими порогами в середине прошлого столетия [в прокат вышла в 1956 году], машиной-такси. Появившись в самом начале фильма – возле железнодорожного вокзала, куда прибыла молодая учительница Татьяна Сергеевна, она потом будет катиться… через всю картину… именно в качестве такси. Напомню, какие – самые важные по сюжету картины, рейсы выполнял водитель ЗиСа, никогда не унывавший Юра Журченко.
Во-первых, это именно он подбрасывает с вокзала – «до поселка», учительницу. И, приняв ее за пенсионерку – она потому что была в дождевике с капюшоном, предупредил, что много с нее не возьмет: «десяточку – на двести граммов бензина». Затем, колеся по «поселку», в котором тут же угадалось Запорожье промышленное, сначала оценивает уровень наполнения бокалов, притормозив возле пивного киоска, а затем чуть не наезжает на неожиданно появившегося на дороге сталевара Сашу Савченко. И в кабину самосвала добавляется второй пассажир [трудно понять, как они там втроем, считая и водителя, поместились, если вспомнить, что у Татьяны Сергеевны был чемодан и что-то еще из вещей]. Во-вторых, во второй части картины Юра снова катит по городу с учительницей. Но не на вокзал, как он поначалу решил, подумав, что та не прижилась в школе рабочей молодежи, куда ее направили, и покидает «поселок» навсегда, а к дому, где Татьяне Сергеевне выделили квартиру. Причем сопровождавший ее инженер в конце пути – у дома, рассчитывается с водителем за два рейса.
К слову, второй рейс по городу Юра совершает с грузом – в кузове его самосвала что-то насыпано. То ли уголь, то ли земля. То есть, он не просто таксует, а делает это, явно отклонившись от маршрута. А если к этому добавить его обмолвку о двухстах граммах бензина, получим портрет… водителя-левака и токсикомана. Шучу) Хороший он парень. А кожаные перчатки, в которых Юра баранку крутит, добавляют ему особого шоферского шарма. Кстати, я проследил, куда он учительницу с ее спутником-инженером доставил. Дом, в котором Татьяна Сергеевна отметила новоселье, находится в самом центре города, рядом с площадью Маяковского – слева от нее. «Где в Запорожье получила жилье учительница из «Весны на Заречной улице»?» – так и назывался мой материл о той поездке. Читателями он был принят доброжелательно, а в запорожском музее техники «Фаэтон» его прочитали с особым интересом. И вот почему. Оказывается, несколько месяцев назад в музее появился… самосвал, очень похожий на тот, на котором по Запорожью – в сопровождении не унывающего водителя Юры, колесила учительница Татьяна Сергеевна. По уточнению музейщиков, машин таких в Украине больше нет. Она – единственная.
Так, может быть, предположил я, именно этот ЗиС и снимался в кино, которое чуть не наизусть знают в Запорожье, а его героям – учительнице и сталевару, даже памятники установлены в городе? Не исключено. А раз так, будем считать, что фаэтоновцам улыбнулась удача: они в Запорожской области отыскали самосвал-такси из легендарной «Весна на Заречной улице».
– Это будет наш подарок городу к 65-летию выхода на экран картины, – отметил директор музея Дмитрий Позняк.
– Было бы здорово, – не удержался я, – если бы она по киношному маршруту проехала.
– Обязательно это сделаем! – тут же согласился директор. – Причем вы будет старшим машины, согласны?
Еще бы я не был согласен. Да о таком мечтать только можно было!
Впрочем, до выхода на маршрут киношному самосвалу-такси еще далеко: состояние, в котором он пребывал до появления в «Фаэтоне», описывается одним категоричным словом: никудышнее.
ЗиС-ММЗ-585Е – так официально именуется именно этот автомобиль, пришедший – в конце 40-х годов, на смену знаменитой трехтонке [ее, кстати, увидеть можно как в «Фаэтоне», так и на постаменте на въезде в Запорожье. Памятник автомобилистам – это она и есть]. Создан он был на базе ЗиС-150, причем кузов для него произвели на Мытищинском машиностроительном заводе.
Работы над ЗиС-150, как мне рассказали самые компетентные в технике люди – сотрудники музея техники «Фаэтон», начались в конце тридцатых, но из-за войны их пришлось приостановить. Возобновили их в 1944 году, позаимствовав для будущей машины кое-что – оформление передка, в частности, у американского, поставлявшегося в СССР по ленд-лизу, автомобиля International Harvester. Машина получилась очень надежной. Она имела достаточно мощный двигатель, пневматические тормоза и гидроусилитель руля. Выпускался ЗиС-150 в разных модификациях. Были бортовые грузовики, автокраны и топливные заправщики. ЗиС-самосвал имел в техпаспорт индекс «Е».
Его и восстанавливают в «Фаэтоне». Как говорят в таких случаях, с нуля. Учитывая опыт фаэтоновских специалистов, можно не сомневаться: машина будут как новая. Учительница Татьяна Сергеевна, вернись она к этому времени снова в Запорожье, точно не отказалась бы, чтобы ее на ней прокатили по знакомому маршруту. Если же Татьяны Сергеевны не будет, что вероятнее всего, впечатлениями о поездке на легендарном самосвале, баранка которого помнит руки неунывающего Юры Журченко, поделюсь я.
Обещаю подыскать для этого подходящие слова)
Владимир ШАК
В качестве иллюстрации: кадры из картины «Весна на Заречной улице» – с участием ЗиСа-такси, и фото из музея техники «Фаэтон», где восстанавливают самосвал из картины
Самосвал-такси и учительница Татьяна Сергеевна
Водитель ЗиСа визуально оценивает качества пива)
Сталевар Саша Савченко останавливает самосвал-такси
Американский автомобиль, у которого создатели ЗиСа позаимствовали оформление передка
Водитель – в кожаных перчатках)
На капоте надпись: ЗИС
Самосвал-то был с грузом
ЗиС в музее техники “Фаэтон”: ведутся восстановительные работы
ЗиС в музее техники “Фаэтон”
ЗиС в музее техники “Фаэтон”
ЗиС в музее техники “Фаэтон”