Уникальная коллекция запорожского музея техники «Фаэтон», уникальность которой подтверждена специальным дипломом книги Рекордов Украины, сегодня, 27 апреля 2021 года, пополнилась двумя суперуникальными экспонатами, сиявшими от радости так, что от их сияния щурилось солнце… а потом оно вообще тучами запахнулось.
Конечно же, этими экспонатами, каких больше нет нигде, были автомобили. Возрастом оба – за шестьдесят лет. Оба – немецкой сборки. Или, если точнее, западногерманской.
Симпатичную малолитражку Lloyd Arabella выпустила в 1960 году бременская фирма Lloyd Maschinenfabrik GmbH, входившая в промышленную группу Borgward [и очень скоро обанкротившаяся], а BMW 700 Luxus примерно тогда же – в начале шестидесятых годов минувшего столетия, произвела на свет божий баварская компания Bayerische Motoren Werke AG. И все же, оба «немца» – это машины Запорожского автозавода – предприятия, наладившего в то же самое время, в начале шестидесятых годов, производство народного автомобиля со звонким, как сигнал бибикалки, именем ЗАЗ. Почему так? Да потому, просветил нас сотрудник музея техники «Фаэтон» Семен Мушер, который о технике своего музея знает все и даже чуть-чуть больше, что куплены были эти машины… Запорожским автозаводом. Для собственных нужд. По ним ЗАЗовские конструкторы, можно сказать, учились – вникали в новинки тогдашнего западного, неведомого простому советскому человеку, автопрома. Естественно, автомобили были приобретены за валюту. Причем на ее выделение – для запорожцев, правительство СССР выдало специальное решение.
Я не специалист, не могу визуально определить, что конкретно заимствовали от Арабеллы [это имя, кстати, носил корабль легендарного пирата – капитана Питера Блада, героя книг Рафаэля Сабатини] и БМВ семисотой модели класса люкс конструкторы ЗАЗа, но знающие люди мне подсказали: своеобразный дизайн Арабеллы, зрительно делающий машину чуть больше, чем она есть на самом деле, вероятно, был использован при производстве ЗАЗ-968. И еще одна немаловажная деталь. Несмотря на внешнюю схожесть машин из Германии, они таки отличаются друг от друга: у BMW 700 двигатель расположен сзади, как у всех моделей «Запорожца». Теперь, надеюсь, понятно, почему «немцы», прибыв на автоплатформе в Запорожье, сияли от радости на территории «Фаэтона»: домой же вернулись!
[Фото автора]