Чтобы без лишних рассуждений сразу же перейти к делу, давайте, уважаемые читатели, ответим на один простой вопрос: много ли в Украине авиастроительных компаний, выпускающих летную технику? Всемирно известную фирму «Антонов», наверное, вспомнят все… или многие.
И… задумаются.
Тогда подсказываю: в Запорожской области – в обычной сельской глубинке, в селе Широком, что в Веселовском районе, достаточно далеко от областного центра, самолеты строит… общество «Химические авиационные технологии».
По объяснению директора ООО «ХиАТ» [и главного конструктора, соответственно] Виталия Ярыгина, его предприятие серийно производит и продвигает на рынок авиационной техники самолет “ХиАТ-650”.
Крылатую машину в Широком выпускаются в четырех вариантах исполнения:
“ХиАТ-650Б” – базовый;
“ХиАТ-650УТ” – учебно-тренировочный;
“ХиАТ-650УТ/CX” – учебно-тренировочный, сельскохозяйственный;
“ХиАТ-650СХ” – сельскохозяйственный.
И что, можно, если выбраться в веселовскую глубинку, увидеть, как заходит на посадку этот самый “ХиАТ”? С удовольствием отвечаю: можно не только увидеть, но и познакомиться с директором ООО «ХиАТ».
Нам, правда, когда мы в очередной раз приехали в Широкое, пришлось Виталия немного подождать – он отсутствовал. Причем не было его не только в рабочем кабинете, но и… вообще на земле: вместе с полковником ВВС Вооруженных сил Украины Александром Андреевым он совершал тренировочный полет на “ХиАТе” – небольшом [длина его – 5,8 метра, размах крыла – 10,8], но шустром и очень симпатичном самолете. И, пока он с полковником заходит на посадку, я продиктую некоторые тактико-технические характеристики самолета “ХиАТ-650”:
мощность двигателя – 115 л. с.;
топливо – А-95;
экипаж – 1+1;
взлетная масса – 750 кг;
масса пустого – 430 кг;
максимальная скорость – 200 км/ч;
практический потолок – 3900 м;
разбег – 150 м4
емкость топливных баков – 2х50 л;
расход топлива – 20 л/ч;
дальность полета – 800 км.
До Киева, в частности, самолет из запорожской сельской глубинки долетает – при благоприятной погоде, разумеется, менее чем за три часа.
Кстати, на “ХиАТах” проходят летную подготовку не только будущие пилоты гражданской авиации [в первую очередь, сельскохозяйственной. В аграрном секторе самолеты ведь, как известно, всегда были и остаются незаменимыми помощниками], но и военные летчики – они как раз в командировке в Широком. По секрету сообщу, что ООО «ХиАТ» имеет не только собственную производственную базу, но и собственную… летную академию. В ней и учатся будущие военные летчики. А полковник ВВС Александр Андреев совершенствует в академии мастерство инструктора.
Теперь что касается непосредственно производства. В заводских мастерских общества мы увидели два самолета. Один из них проходил техническое обслуживание [с машиной, к слову, работали и иностранные специалисты, которые в Широком отнюдь не редкие гости], а другой… еще только-только мечтал о манящих небесах бескрайних. Это был совершенно новый, только-только создающийся самолет – с готовностью в 25 процентов.
Что важно: в самолетах, выпускаемых в Широком, чужие – только двигатели, не собственного производства они, а – импортные. Но, как отметил директор общества, уже подписан договор о сотрудничестве с запорожской компанией «Ивченко-Прогресс». От нее «ХиАТ» будет получать боле мощные двигатели – 450-сильные, что заметно изменит технические характеристики широковских самолетов: они смогут больше груза на борт брать.
– На скорость мощность двигателя повлияет? – полюбопытствовал я.
– А зачем нам скорость? – несколько удивился моей наивности шеф сельской авиастроительной компании. – Мы же не истребители строим.
Действительно: в Широком выпускают не боевой самолет, а самолета-трудягу, незаменимого, повторюсь, помощника в аграрном секторе.
А пользуется ли он спросом у аграриев?
Чтобы ответить на этот вопрос, приведу один, очень яркий пример. С ООО «ХиАТ» собрался было сотрудничать один из отечественных сельскохозяйственных вузов. И даже договор о сопровождении – с воздуха, полевых работ подписал. И… аграрии больше ничего не стали делать. А как они могут что-то делать, недоумевал директор «ХиАТа», рассказывая об этом, если они… ничего не выращивают. Вообще!
Тем не менее, акт о якобы выполненных работах вузовцы очень просили подписать. Правда, просьба их осталась без удовлетворения.
Получается, у нас в сельской местности уже научились самолеты строить, а работать на совесть… не все торопятся, скажем так.
Владимир ШАК
Фото Сергея ТОМКО