В Сан-Франциско «декоммунизируют» фрески запорожского художника

В Сан-Франциско «декоммунизируют» фрески запорожского художника

Городской совет по образованию Сан-Франциско решил закрасить фрески на стенах местной школы имени Джорджа Вашингтона [George Washington High School], которые известны под общим названием «Жизнь Вашингтона». Ликвидации фресок, между прочим, начиная с 60-х годов минувшего столетия, добивались защитники прав меньшинств. Все дело в том, что президент Вашингтон изображен художником вместе с его темнокожими рабами, а также рядом с убитым колонизаторами индейцем.

Ну, а нам-то какое, казалось бы, дело до декоммунизации по-американски?

А вот, какое: цикл фресок [всего их 13, общая их площадь — 1600 квадратных футов], описывающих жизнь американского президента, выполнил в 1936 году художник Виктор Арнаутов, уроженец Токмакского района Запорожской области. Работу его оплатило специальное правительственное агентство, созданное президентом Франклином Рузвельтом.

А теперь — первоисточник: я предлагаю познакомиться с публикацией о школе и фресках в самой тиражной газете Сан-Франциско и Северной Калифорнии «Сан-Франциско кроникл» [San Francisco Chronicle]. Это, кстати, мой перевод. Получился он, конечно, так себе, но понять из него можно следующее:

школьный совет Сан-Франциско проголосовал, чтобы уничтожить противоречивую фреску с изображением рабов и мертвого коренного американца, заявив, что удаление эквивалентно необходимому возмещению за исторические ошибки. Правление проголосовало за то, чтобы закрасить фреску в вашингтонской средней школе [в школе им. Вашингтона].

Покраска фрески обойдется не менее чем в 600 тысяч долларов, при этом большая часть затрат будет заявлена ​​при составлении отчета о воздействии на окружающую среду. Вместе с тем, сторонники [сохранения] росписи поклялись подать в суд, если совет проголосует за ее уничтожение. Сторонники утверждали, что историческое произведение, написанное русским эмигрантом Виктором Арнаутовым, является важным произведением искусства, которое на самом деле критично относится к угнетению и империализму и что его уничтожение равносильно сжиганию книг.

Насколько я знаю, уже более 400 ученых и преподавателей из США и других стран подписали петицию в адрес школьного совета с просьбой пересмотреть решение о закрашивании или уничтожении фресок. Кстати, закрасить их хотят, как я понял из газетной публикации, белой краской.

*

Родившийся в [ныне не существующем] селе Успеновка Токмакского района Виктор Арнаутов, наверное, мог бы сделать блестящую военную карьеру: офицерские погоны ведь он надел  в неполные двадцать лет – после ускоренного, в связи с Первой мировой войной, курса обучения в кавалерийском училище. И, попав на фронт, вскоре за отвагу был награжден орденом святого Георгия. В Гражданскую войну ему  тоже довелось служить — в Белой армии, а после эмиграции в Китай георгиевский кавалер получил назначение на должность инструктора конного завод маршала Джан Дзолиня.

Однако не военная карьера привлекала токмачанина. Он мечтал рисовать. И поэтому, перебравшись в середине двадцатых годов в Америку, Виктор Михайлович оканчивает Калифорнийскую школу изящных искусств, а затем, переехав  в Мексику, учится у всемирно известного художника Диего Риверы. Несколько лет общения с мастером, придерживавшимся, кстати, левых взглядов, сказались на дальнейших поступках нашего земляка: вернувшись в Штаты, он со временем вступает в компартию США и, так же, как и его учитель, принимает активное участие в общественных мероприятиях для поддержки СССР.

В 1939 году Виктор Арнаутов становится профессором Стэнфордского университета, что в штате Калифорния, и остается им до своего возвращения – в 1963 году,  в Украину.

В 1961 году Виктор Михайлович впервые посещает Советский Союз и, узнав, что в Мариуполе живет его двоюродная сестра, навещает ее. И загорается желанием вернуться на родину. И таки возвращается. После чего, прожив несколько лет в Мариуполе, переезжает в Ленинград, где и работает – в ранге члена Союза художников СССР, до конца жизни.

А точнее, до исчезновения с просторов земли. Дело в том, что не только малой родины художника больше нет, но и место его погребения не известно.

После смерти Виктора Михайловича [22 марта 1979 года] у второй жены художника, искусствоведа Ноны Талепоровской,  возникнут проблемы с исполнением завещания мастера – похоронить его в Мариуполе, рядом с могилой матери: мариупольские власти, не отказав формально, фактически не позволят это сделать. И тогда Нона Владимировна самолично доставит в город урну с прахом художника и таки захоронит ее в могилу Аделаиды Арнаутовой.

Где сейчас эта могила находится, никому не ведомо. И до последнего времени напоминали о художнике только его картины и фрески.

Теперь – после событий в Сан-Франциско, фресок станет гораздо меньше.

Владимир ШАК

Виктор Арнаутов

Сообщение в газете об уничтожении противоречивых фресок

***

Детали фресок в Сан-Франциско, подлежащих «декоммунизации»:

(Visited 78 times, 1 visits today)
Оставить комментарий

Отправить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *