Сразу объясню, почему я в заголовке применил грубое, обычно не используемое мной, слово «баба»: рассказать потому что хочу не о встрече с представительницами прекрасного пола, а о… древних степных каменных изваяниях. Увидеть их нынче можно, правда, не в степи бескрайней, а возле краеведческих музеев, например. Принято называть эти скульптуры половецкими бабами, подчеркивая их принадлежность к древнему, обитавшему в седую старину в бескрайней степи народу – половцам. Женщин, что любопытно, среди этих скульптур, а некоторые из них очень выразительны, не так много. Ну, а название «бАба» – это неправильно произносимое слово «бабА» – предок, то есть. В честь уважаемых предков половцы и устанавливали в степи – на курганах, как правило, каменные изваяния. Причем больше всего, как я читал, их сохранилось на Запорожье, в связи с чем можно предположить, что именно здесь, на территории современного запорожского края, находились, как бы мы сейчас сказали, главные скульптурные мастерские, в которых древние мастера вырубали из камня изображения своих предков, используя в качестве материала для работы известняк – чаще всего, песчаник и даже гранит.
Отличительная особенность всех [или почти всех] половецких баб – у них нет шеи. Из-за чего создается впечатление, что голова скульптуры посажена прямо на плечи. Так, возникает ассоциация, космонавт в скафандре выглядит. В руках же многие изваяния – на уровне живота, прижимая к себе, держат какой-то предмет, похожий на плоскую флягу. Вероятно, это особый ритуальный сосуд. Еще на что обращаешь внимание, знакомясь с половецкими бабами [их самая большая в восточной Европе коллекция находится в Днепре – возле национального исторического музея]: на некоторых из них до деталей прописана одежда и украшения, включая серьги в ушах и тугие косички за спиной, а лиц иные скульптуры не имеют. Вообще они не просматриваются. Такое впечатление, что они скрыты под скафандром – будто бы мы действительно имеем дело с космонавтом. Впрочем, объяснить сей факт можно и так: обладая прекрасным воображением, половцы, глядя на ту или иную скульптуру, мысленно придавали ей схожесть с конкретным человеком – своим предком. Есть, кстати, у этих каменных изваяний и еще один смысл – тайный или сакральный. Мне он очевиден, но распространяться о нем не буду – тайна есть тайна.
Небольшая, но симпатичная, коллекция каменных скульптур имеется и в городе Приморске – бывшем Ногайске, отмечающем в нынешнем году 200-летие со дня основания – учреждения императором Александром Первым, лично заезжавшим, между прочим, вскоре после своего указа в Ногайск. А еще одну половецкую бабу я встретил в приморском Графском сквере, полное название которого звучит невероятно красиво – если, конечно, его правильно произнести: сквер Графа Jacques Le Frère de Maisons. Почему такое внимание графу-французу? А потому, что во многом благодаря ему, графу Якову де Мезону, на карте Приазовья появился город Ногайск, ставший много времени спустя известным всем Приморском. Впрочем, о графе и ногайцах мы поговорим отдельно, а пока нам предстоит знакомство с обитающей в Приморске
бабой без лица –
древней каменной скульптурой, установленной в Графском сквере, где, кроме нее – и совсем рядом с ней, находятся десять бюстов классиков украинской литературы, изготовленных местным талантливым мастером-самоучкой Владимиром Никитенко.
Сквер графа де Мезона отыскать не сложно: неспешно пройдя мимо симпатичного здания старой постройки, в котором размещается украинско-болгарский лицей, нужно, перейдя дорогу, обойти слева еще одно симпатичное старинное здание с надписью над входом «Библиотека». И, оставив за спиной большую мозаическую картину – она находится на внутренней стороне здания, мы увидим бюсты классиков. Но, чтобы к ним подойти, нужно будет миновать… половецкую бабу без лица.
Возле таких скульптур я всегда задерживаюсь. Внимательно изучаю их, пытаясь заглянуть им душу. Задержался, изучая скульптуру, я и в Графском сквере. Баба, встреченная мной там, была и безлика, и безмолвна – как вечность. Символом вечности, подумал я, она, в общем-то, и является. Грубо отесанная каменная гостья из прошлого. Хотя почему гостья? Этот мир принадлежит ей – в продолжение тысячи лет она в нем хозяйка. А мы – гости. Рассуждая так, я зашел за спину бабы и на уровне ее затылка различил какой-то знак, выбитый в камне. Он был похож на букву «Л» с острой вершиной или… на масонский символ власти. Конечно, таким образом – почти схематично, древний скульптор мог изобразить две, свисающие с затылка, небольшие косички, расположенные под углом другу к другу. Однако, рассматривая знак-угольник, я обратил внимание еще на одну деталь: там, где заканчивается, нахлобученная на плечи, голова, сами плечи скульптуры и часть ее спины покрыта… чем-то вроде накидки с неровными краями, что ли. И в таком случае получается, что странный знак нанесен на эту накидку. Так может быть, мелькает у меня мысль, масоны у половцев символы позаимствовали? Увы, спросить не у кого было: в моей телефонной книге не значился ни один, хотя бы начинающий, масон. А не поворачивавшаяся ко мне баба – я это чувствовал, беззвучно смеялась надо мной в глубине своей каменной души.
Фото автора