По случаю сегодняшнего большого праздника – Рождества Богородицы, вспомнилась история из Мелитопольского мужского монастыря Саввы Освященного:
с февраля 2007 года в его главном храме можно наблюдать чудо – отобразившийся на стекле киота образ Божией Матери «Козельщанская».
Икону со святым образом в монастырь мелитопольский привезла из Крыма – в конце минувшего столетия, одна из прихожанок храма Усекновения главы Иоанна Предтечи, действовавшего в Мелитополе на улице Воровского. Предположительно, икона написана [на дереве] в конце XIX века. И тогда же, вероятно, была одета в металл – за исключением лика и рук Богоматери, лика Младенца, его ручек и ножек.
Спутать Козельщанскую Божию Матерь с другими иконами богородичного ряда почти невозможно. Во-первых, Младенец изображен полулежащим на коленях у Богородицы, опустившей на него глаза, во-вторых, в правой руке он держит небольшой крест – как бы благословляя им каждого подходящего к иконе. Крест в руках Богомладенца – не исключительное, но весьма редкое явление в иконографии.
Спустя короткое время после появления иконы в храме, этот мелитопольский храм стал монастырем. Козельщанская Богоматерь продолжала оставаться в нем: в алтаре. После того же, как вокруг старого храма, в связи с его расширением, братия возвела новый трехпрестольный храм в честь иконы Божией Матери «Призри на смирение», Козельщанскую Богоматерь поместили в алтарь северного храмового придела. Сохраняя традицию, придел, как и старый домонастырский храм, был освящен в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи [южный, соответственно, – в честь небесного покровителя монастыря, святого Саввы Освященного]. Таким образом, икону из Крыма мелитопольцы не видели вплоть до февраля 2007 года. До того самого дня, когда открылось чудо с отображением Богоматери с Младенцем на стекле иконной подставки [киота].
Чудо обнаружил монастырский столяр Василий Синицын. По его объяснению, 7 февраля 2007 года, по благословению отца Александра, который служил в северном приделе, он снял икону, чтобы заменить старый киот. А когда разобрал подставку под образ, увидел четкое отображение Богоматери и Младенца на стекле. С внутренней стороны.
– Конечно же, я удивился, – объяснял Василий. – И тут же об увиденном сообщил отцу Александру.
– Киот таки новый для иконы сделали?
– И для иконы, и для ее отображения.
– Летом 2007 года с отцом Александром мы внимательно рассмотрели отображение, – рассказал монастырский послушник Илья, к которому отец Александр направил нас – он, мол, в курсе. – Выяснили вот что: отображение не тускнеет, не светлеет – ничего с ним не происходит. И погода не влияет на него: ни жара, ни холод – ничто. А выглядит оно… ну, как полупрозрачное напыление, что ли. Не стекающее вниз, не теряющее контуров – сохраняющее – со дня обнаружения – свои четкие формы. Но если попробовать стирать – оно стирается!
– А может, – предполагаю я, – это краска иконная напылилась на стекло? Как легкая испарина, допустим!
– Если бы краска дала испарение, на стекле просматривался бы только туманный силуэт образа. Согласны? А тут не только лики Богоматери и Младенца в деталях различимы, но даже выражение их глаз передано стеклу с иконы. Точное отображение образа святого мы имеем!
– Люди как реагируют на чудо?
– Когда во время службы на клиросе пою, вижу: люди подходят, подолгу стоят. И некоторые вскоре снова возвращаются – крестики, украшения свои Божией Матери приносят. Значит, помогла она им. Услышала их молитвы искренние.
Владимир ШАК
Монастырь Саввы Освященного в пасхальный день