Оказывается, иногда полезно бродить по городским дворам: можно узнать много нового и интересного. Так, в частности, случилось со мной, когда, сокращая дорогу, мы с одной моей знакомой – дошкольницей Настей, переходили у нас на Вознесенке с одной улицы на другую – с Победы на Сталеваров. «Может, скосим?» – предложила Настя, которая, как выяснилось, те места знала лучше, чем я.
Ну, мы и скосили – срезали часть квартала. И вышли… к огромному старому дереву, растущему за гаражами, где обычно хватает всяких ненужных вещей, включая обертки, пустые сигаретные пачки и бутылки.
Что удивило: к гаражам остававшееся пока еще без листьев дерево было приковано… толстой железной проволокой. Причем прикрепление произошло, как можно было понять, очень давно: проволока вросла в ствол дерева, сроднившись, таким образом, с ним.
– Его привязали, чтобы не убежало? – предположила Настя, указывая на проволоку.
Я пожал плечами: не нашелся с ответом.
А потом, внимательно оглядев дерево, у которого на высоте двух, наверное, с лишним метров, был срезан один из стволов, что, тем не менее, ненамного уменьшило размеры дерева – настолько они были внушительны, мы стали обсуждать, что же за великан растет за гаражами.
– Это манго! – уверенно заявил я, похлопав ладонью по шершавому стволу.
– Разве вы не знаете, – удивилась моей уверенности Настя, – что манго не сбрасывает листья?
Я не знал и, очень уважительно посмотрев на Настю, полюбопытствовал:
– А ты об этом откуда знаешь?
– Мы с мамой читали книгу «100 экзотических растений». Про манго там тоже было написано.
Развитые у нас, однако, дети! И книги у них очень умные. И полезные.
– Наверное, это груша, – высказала, наконец, свое предположение Настя.
– Груша Ивановна? – пошутил я.
– Груша Запорожская, – переиначила шутку Настя.
Отойдя от гаражей, мы оказались возле небольшого одноэтажного дома из серого кирпича. Дома несколько унылого вида, но очень старого, помнящего, вероятно, прикованное к гаражам дерево еще подростком.
И это, по сути, почти центр города.
История школы, которой больше нет
Мне не очень много времени понадобилось для того, чтобы разобраться, что же за дерево мы обнаружили и что за дом из серого кирпича находится возле него. На портале «Ретро Запорожье» я нашел вот такую запись, сделанную осенью 2011 года краеведом Игорем Павелко:
«Интересна история улицы Сталеваров.
Это ее современное название, но улица эта существовала во времена Вознесеновки. До 1921 года все улицы в селе были безымянными. А затем правая часть улицы Сталеваров, там, где военкомат, носила имя Баранова, а левая – Челюскина, в честь российского мореплавателя. Челюскина находилась в третьем квартале села, протяженность ее была несколько километров, а улица Баранова – в четвертом квартале.
Улица Челюскина пересекала современные улицы Сталеваров, Маяковского и заканчивалась возле «Юности». В Вознесеновке на ней были расположены две сельские школы, переименованные после революции в трудовые. После вхождения Вознесеновки в состав Запорожья, школы стали городскими. В Запорожском архиве сохранились подробные описания первой и второй трудовых школ. Обе они находились на территории улицы Челюскина, расстояние между ними было чуть больше сотни метров. Между этими школами располагались жилые дома и кладбище».
Вот это новость, – искренне удивился я. На улице Сталеваров когда-то – в давнюю старину, было кладбище! А я-то думал, что Сталеваров – одна из послевоенных улиц.
Краевед также сообщил, что первая трудовая школа просуществовала до 1943 года: при отступлении немцев она была взорвана. Сейчас на ее месте находится… музыкальная школа №2.
Больше же всего меня заинтересовала история второй трудовой школы, отделенной от первой, как отметил автор публикации на «Ретро Запорожье», чуть больше, чем сотней метров. Это вниз по Сталеваров, понял я, – в сторону улицы Победы. Туда, где мы с Настей нашли огромное, прикованное к гаражу дерево.
Непосредственно о школе краевед сообщил следующее:
«Общая площадь школьной территории составляла 5829 квадратных метров. Из них 800 метров занимал сад. На этой территории находилась одноэтажная школа размером 35 на11 метров. Здание школы было кирпичным, внутри – три класса, два коридора, учительская и сторожка. Крыша перекрыта оцинкованным железом. Здание школы было построено в 1912 году.
Недалеко возле школы находилось общежитие для учителей – небольшой одноэтажный домик размером 17 на 9 метров с тремя комнатами для трех учителей. Построен он тоже в 1912 году. В 30-е годы эта школа была переименована в 26-ю общеобразовательную школу города Запорожья.
В связи с застройкой Орджоникидзевского района, в 1958 году снесли третий квартал села Вознесеновки вместе с 26-й школой. Из всего школьного комплекса уцелело и дожило до наших дней только здание дома учителей по адресу улица Сталеваров 23 «а». С момента строительства и до наших дней внешний вид здания не изменился. Сейчас его занимает участок «Зеленхоза». Это здание можно по праву назвать самым старым зданием, сохранившемся в Орджоникидзевском [ныне Вознесеновском] районе. От огромного сада осталось только одно абрикосовое дерево во дворе домов Сталеваров 25, 25 «а» и Победы 57, 59. Именно во дворе этих домов и располагалось здание второй трудовой, а впоследствии 26-й школы Запорожья».
Ну, надо же: оказывается, мы с Настей набрели на абрикос из старого школьного сада, а унылый дом рядом с ним – это бывшее учительское общежитие. Стослишнимлетней давности!
Через несколько дней судьба [будем так считать))] снова занесла нас с Настей в тот район улицы Сталеваров, где некогда находились трудовая школа и сад при ней.
Опережая меня, Настя помчалась приветствовать наше дерево, ветви которого уже были не серыми, а зелеными. Но это были не листья: на дереве завязывались какие-то крохотные плоды. Они и зеленели.
– Это шелковица! – объявила Настя, когда я подошел ближе.
Вот такой абрикос случился у нас на Вознесенке)))
Теперь будем знать, что самая старая шелковица не только Вознесеновского района, а, вероятно, и Запорожья, растет, можно сказать, почти в центре города – возле бывшего учительского дома, находящегося на улице Сталеваров, 23 «б»: с буковкой в адресе краевед из «Ретро Запорожье» чуть ошибся, как и с названием дерева. Но в целом урок истории с географией у него получился очень познавательным.
– А может так быть, – полюбопытствовала Настя, услышав от меня пересказ узнанного мной о старой вознесеновской школе и школьном саде, – что абрикос рос-рос, а потом взял и превратился в шелковицу?
– Вполне, – соглашаюсь я. – Если веришь в чудеса, все возможно.
– А вы верите? – заглядывая мне в глаза, спрашивает моя очень разумная спутница.
– Конечно, – отвечаю безо всякой иронии и протягиваю Насте руку, чтобы идти дальше.
– Я – тоже, – говорит Настя и вкладывает свою ладошку-лодочку в мою ладонь.
Спасибо!
Владимир ШАК
Фото автора