Как можно предположить, начало одной из самых известных баллад Василия Жуковского – того самого, который был учителем Пушкина, знают даже те, кто о существовании Жуковского вообще не догадывался. Вот, как эта баллада начинается:
«Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали».
Посвященная крещенским гаданиям, эта баллада тоже чаще всего называется крещенской [хотя правильное ее название – “Светлана”].
Еще в народе ходят легенды о жгуче-трескучих крещенских морозах. «Я умру в крещенские морозы. Я умру, когда трещат березы», – предсказал свою смерть тонкий лирик Николай Рубцов, стихотворение которого положил на музыку певец и композитор Александр Барыкин и оно известно, как песня «Букет». И таки умер, как и предсказывал – 19 января 1971 года [в связи с чем совет: не разбрасывайтесь словами – они так же материальны, как и камни, например. И так же, как камни, тяжелы. Иногда – смертельно тяжелы].
На Дальнем Востоке, кстати, где я когда-то жил, утром 19 января какого-то года прошлого столетия градусник зафиксировал температуру… минус 52. Мороз тогда не трещал – звенел.
Конечно, район, в котором я жил, был не простым: его приравнивали к районам Крайнего Севера. А украинцев в нем насчитывалось до 50 процентов от общей численности населения. «Столица» того района – село Чугуевка, названа по городу Чугуеву – районному центру Харьковской области. Оттуда был родом, если кто не в курсе, автор картины «Запорожцы» Илья Репин. Так что мы с Ильей Ефимовичем как бы земляки: он из Чугуевского района и я из него. Да и писарь, который под хохот запорожцев письмо турецкому султану составлял, тоже наш человек. Фамилия ведь его… Чугуевец. Иван Чугуевец, если полностью.
Ну, а чудеса крещенские, если вернуться к вынесенному в заголовок материала вопросу, бывали, известны они? Можно о чем-то рассказать, кроме как о чудесных превращениях крещенской воды? Праздник-то ведь великий отмечается 19 января: Богоявление. Явление Бога.
Покопавшись в своем журналистском архиве, я таки нашел ответ на свой вопрос:
в Свято-Петропавловском храме города Васильевки однажды перед праздником Крещения Господнего обновилась икона… «Крещение Господне».
*
Богоявлением этот великий церковный праздник, как гласит предание, называется потому, что «при крещении Господа Бога и Спаса нашего Иисуса явилась миру пресвятая Троица. Бог Отец глаголал с небес о Сыне, Сын крестился от своего Предтечи Иоанна, и Дух Святой сошел на Сына в виде голубя».
Чудесное преображение иконы в Васильевке случилось в ночь с 31 декабря 2005 года на 1 января 2006 года. Сначала ярко, как бы из мглы ночной, проявились покрывало, которое держит один из ангелов, и перепоясанье Иисуса Христа. Следом посветлела рука Иоанна Предтечи и, словно от воздействия невидимого живоносного источника света, обновилась вся икона – с левого верхнего угла до низа.
Как рассказал тогдашний благочинный церквей Васильевского округа, настоятеля Свято-Петропавловского храма протоиерей Анатолия, икона «Крещение Господне» – одна из местных достопримечательностей: в свое время, когда отец Анатолий начинал службу в Васильевке, икона в храме уже была. Вместе с четырьмя другими. Находилась она в крестилке и представляла из себя… темное, вроде как негативное, изображение Господа. Потом храму подарили еще одну крещенскую икону, а эту – темную, настоятель забрал в алтарь. Там она и находилась до конца 2005 года.
– В Новый год кто изменения заметил?
– Я и заметил! Дело в том, что по просьбе прихожан, решивших не нарушать рождественский пост, в новогоднюю ночь я отслужил в храме всенощную. Служба шла с десяти вечера до четырех утра. В какой-то момент новогодней ночи и произошло чудо обновления. Чему и были свидетелями и церковный староста, и прихожане.
Как предположил отец Анатолий, написана икона в конце восемнадцатого или в начале девятнадцатого века. Отличие ее от других в том, что божественный сюжет нанесен на холст, предварительно наклеенный на две досточки. От груза времени они разошлись и холст лопнул. Такой икона и пребывала в храме.
– А с чем связано обновление, как вы думаете, – спросил я у отца Анатолия. – Что это за знак свыше подан?
– Церковь подобные вещи воспринимает, как чудо. И не ищет объяснений им. Давайте и мы воспринимать происшедшее, как чудо, как добрый знак нам всем.
Кстати, Богоявление в Васильевке произошло после важного события – после того, как в алтарной части храма был заменен престол. Причем деньги прихожане, всего за два месяца, собрали по собственной инициативе.
– Словно бы в ответ на внимание людей к храму, – предположил отец Анатолий, – в нем произошло чудо.
Владимир ШАК
На снимке вверху – обновленная икона Крещение Господне, фото Сергея Томко
Обновленная икона
Храм в Васильевке зимой