Город Гуляйполе, родину легендарного батьки Махно, знают, конечно же, все. И многие бывали в местном краеведческом музее. А вот о том, что в сорока километрах от Гуляйполя, если ехать в сторону Донецка по гуляющим полям, находится село Нескучное, где до вторжения рашистов в Украину был мемориальный музей-усадьба реформатора театра Владимира Немировича-Данченко и его тестя, педагога Николая Корфа, знают далеко не все. Между прочим, музей размещался в старинном здании, которое является памятником истории и культуры национального значения. Его и разбомбили рашисты, чему и стали свидетелями бойцы Сил обороны, выбивших врага из Нескучного.
Нескучное Гуляйполе — такое название селу дали мы, журналисты из Запорожья, однажды открывшие для себя это уникальное место на берегу Мокрых Ялов, и сразу же влюбились в него.
Судьба усадьбы в Нескучном, в первую очередь, связана с именем педагога и просветителя, почётного члена Женевской академии наук, барона Николая Корфа. За свою не очень долгую жизнь [умер в 1883 году, когда ему было всего 49 лет] он открыл в наших местах 43 народных школы. Кстати, во времена барона село Нескучное принадлежало Александровскому уезду. Отчеты члена Александровского уездного училищного совета Николая Корфа читали все, кто имел отношение к педагогике. А когда в 1886 году Владимир Немирович-Данченко женился на старшей дочери барона, баронессе Екатерине Николаевне, дом барона стал принадлежать ему.
Впервые приехал туда Владимир Иванович в 1887 году. Просторные гуляйпольские места пришлись ему по душе, и с тех пор почти тридцать лет, почти каждое лето, драматург стал бывать там с семьей. В усадьбе им будет написано много пьес, а также рассказы, повести, романы. Бывал ли Владимир Иванович в Гуляйполе? Однозначно, да. Ведь на берегах Мокрых Ялов он задумал пьесу «Курган» [о становлении и развитии земледельческого края] и, собирая для нее материал, объездил всю округу.
А вот, что из села сообщает Вільне радіо: «В старинном здании уничтожено правое крыло, обстрелами из тяжелого вооружения проломлена крыша, везде торчат деревянные балки. По фасаду во многих местах оторвана дранка, выбиты двери и дверные проемы. Двор перед зданием засорен обломками дома и кусками кровли. Фасад изрешетили обстрелами из орудий более мелких калибров».
Варвары, нелюди.
Владимир ШАК
Фото freeradio и из архива автора
Запорожские журналисты возле музея, 2010
В музее, 2019
В музее, 2010