Для начала — цитата, которая многое объясняет о трагической судьбе этого человека: «Фирсов Афанасий Иосифович, родился в 1883 году в городе Бердянске. Старший конструктор харьковского завода №183. Арестован 14 марта 1937 года как член контрреволюционной вредительской организации и 10 декабря 1937 года военной коллегией Верховного Суда СССР приговорен к высшей мере наказания с конфискацией личного имущества. Расстрелян в этот же день в Харькове. Реабилитирован 12 июля 1957 года» («Реабилитированные историей. Харьковская область»).
Получивший в Европе (в Германии и Швейцарии) блестящее техническое образование, инженер из Бердянска Афанасий Фирсов в двадцатые – тридцатые годы минувшего столетия считался в СССР если не лучшим, то одним из лучших конструкторов-дизелистов. И, несмотря на то, что власть его всячески преследовала (не могла простить, как надо полагать, пребывание за границей), из-за чего ему пришлось постоянно менять как работу, так и города для проживания, он таки сумел создать новый – для своего времени, танк, вошедший в историю танкостроения под аббревиатурой БТ-7: быстроходный танк.
Причем танк этот умел… летать. Нисколько не шучу: официально зарегистрированный рекордный полет через водную преграду на таком танке совершил в 1936 году под Киевом (на Синем озере) капитан Евгений Кульчицкий: 42 метра. Это был действительно свободный полет бронированной и вооруженной 45-мм пушкой машины, а не прыжок. Да, Бердянский танк (так тоже можно расшифровать аббревиатуру БТ) был вооружен не очень мощным орудием, но стоит напомнить в этой связи, что у немцев первые танки вооружались 37-мм пушками.
И, уж коль зашел разговор о немцах… 23 июня 1941 года, на следующий день после вторжения войск Вермахта в Прибалтику, в двадцати километрах западнее Вильнюса одну из колонн оккупантов остановил командир танка БТ-7 5-й танковой дивизии Красной Армии сержант Григорий Найдин, который, если быть совершенно точным, тоже находился в Прибалтике как оккупант – только советский. Открыв огонь из засады, сержант за четверть часа из своей «бэтэшки», как называли в войсках танк инженера из Бердянска, подбил 12 немецких танков, которые буксировали десять штурмовых орудий. В одиночку разгромил немецкую бронетанковую колонну, после чего догнал свою часть, которая, благодаря сержанту, смогла оторваться от гитлеровцев (Герой Советского Союза полковник Григорий Найдин умер в городе Бердичеве Житомирской области 10 декабря 1977 года).
Но вернемся в Харьков, куда 6 декабря 1931 года был доставлен под конвоем инженер Афанасий Фирсов. Под конвоем потому, что отбывал наказание: «мотал срок» по популярной в те годы статье «за вредительство». На ленинградском дизельном заводе, где работал бердянец, из-за неудачного технического решения случился брак, при этом крайнего нашли очень быстро – кто ж может вредить советской промышленности, если не спец из Европы? И для инженера Афанасия Фирсова, учившегося в Цюрихском техническом университете, который по сию пору является одним из самых престижных технических вузов мира (Альберт Эйнштейн, например, был его выпускником), зазвенели, как пять копеек, пять лет лагерей.
Из мест заключения Афанасия Фирсова переводят в Харьков… руководителем секретного танкового конструкторского бюро – того самого, где потом, уже, правда, без Афанасия Осиповича, будет создан танк Т-34. Инженер из Бердянска не принимал непосредственного участия в его создании – был арестован и расстрелян, но без него, без его работы в танковом КБ, куда Афанасию Фирсову удалось привлечь лучших специалистов, не появилась бы «тридцатьчетверка».
Под руководством Афанасия Фирсова в Харькове значительно переработали конструкцию находившегося в серийном производстве быстроходного колёсно-гусеничного танка БТ-2: внесли 1293 изменения практически во все механизмы машины, а также создали быстроходные колёсно-гусеничные танки БТ-5, БТ-7 и первые в мире образцы быстроходных танков с дизелем БД-2 (быстроходный дизель).
И – последовало обвинение во вредительстве и арест. Афанасий Осипович, правда, успел ввести в курс дела инженера Михаила Кошкина, сменившего его на посту главного конструктора, попросив уберечь от репрессий коллектив. Новому руководителю танкового КБ это удалось (говорят, помог сын главного ворошиловского стрелка и «красного маршала» Клима Ворошилова) и именно он считается создателем танка Т-34. А фамилия инженера из Бердянска Афанасия Фирсова была вычеркнута из Истории. Слава Богу, не навсегда.
Владимир ШАК
*
На фото из открытых Интернет-источников: создатели быстроходных танков серии БТ: Афанасий Фирсов (в центре) и коллектив его КБ