Встреча с Владимиром Гордийченко – всегда праздник. Даже во время войны. Потому что ему всегда есть чем удивить. Вот и на днях, встретив случайно Владимира Викторовича в дверях Дома печати, я обрадовалась – не мог он зайти в редакцию с пустыми руками. И не ошиблась. Владимир, загадочно улыбаясь, пригласил меня в университетское общежитие, в фойе которого он мне кое-что покажет…
Выйдя из лифта, я почувствовала себя как в… старинной библиотеке. На полу стояли огромные фолианты в богато украшенных переплетах.
«Откуда у Владимира столько антиквариата???» – подумалось…
Оригинальные методики преподавателя-философа
«МИГ» неоднократно писал о креативной натуре Владимира Гордийченко. До начала российско-украинской войны в 2014 году обладатель четырех высших образований преподавал студентам Национального университета «Запорожская политехника» (тогда ЗНТУ) философию. Появляясь перед ними в образах французского рационалиста Картензия (Рене Декарта), украинского философа Григория Сковороды, других выдающихся личностей. И почти каждую тему он иллюстрировал собственноручно сделанными наглядными пособиями. Героями его зрелищных презентаций в аудиториях и под открытым небом по разным поводам были динозавры и неандертальцы, Ноев ковчег, корабли «Титаник», «Лузитания», «Грейт Истерн» (ибо вуз технический))), гетманы Украины Иван Выговский и Иван Мазепа, гоголевский «Нос», хата Шевченко и сам Тарас Григорьевич.
Все эти макеты, скульптуры и сооружения Владимир Гордийченко изготовлял из… туалетной бумаги, папье-маше, кусков проволоки и пластиковых бутылок. А в 2014 году, когда россия вторглась на Донбасс и незаконно аннексировала Крым, историк выразил свое отношение к вдохновителям этого преступления путина и жириновского, «увековечив» их в скульптурных портретах из… экскрементов домашних животных.
Но с 25 января 2015 года 53-летнему философу пришлось демонстрировать «любовь» к захватчикам другим способом. Владимир пошел воевать в АТО по повестке – шла четвертая волна мобилизации. Побратимы сразу окрестили его «Профессором». В составе 27-й отдельной реактивной артиллерийской бригады он прослужил наводчиком год и три месяца, защищая сначала Донбасс, а затем рубежи Херсонщины.
Наводчик пушки на псевдо «Профессор»
По возвращении в Запорожье Владимир Викторович завершил свою карьеру на преподавательском поприще. Ему исполнилось 55 лет, и он ушел на пенсию для работников образования. Но решил, что Вооруженным Силам еще пригодится. Да и побратимы звали.
С тех пор Гордийченко служил по контракту. Сначала в 17-й отдельной танковой бригаде. Там он почти самостоятельно переучился работать на самоходной гаубице 2С1 «Гвоздика» – система наведения на ней несколько иная, чем на реактивной установке «Ураган». Затем встал в ряды 25-й отдельной воздушно-десантной бригады. И более двух лет его судьба была связана с 92-й отдельной механизированной бригадой имени кошевого атамана Ивана Сирко.
С ее бойцами Владимир Гордийченко встретил 24 февраля и затем еще четыре месяца защищал Украину. Несколько недель назад старший солдат-наводчик ушел в отставку. “Здоровье, к сожалению, подкачало. Позвоночник, ноги… В полной выкладке я не могу быстро передвигаться. Стал для ребят обузой. Не мог себе это позволить”.
Все время пребывания в армии Владимир Викторович не оставлял творчества. Еще во время службы в АТО он делал на кусочках картона миниатюры, на которых изображены побратимы и пейзажи окрестностей. Он представил их в рамках тематической выставки в Запорожском художественном музее.
Затем уже на контракте художник-артиллерист творчески оформил целую серию государственных и военных флагов (они содержали символы разных военных подразделений, цитаты выдающихся украинцев, памятные подписи бойцов ВСУ). Часть работ он подарил сослуживцам, часть оставил себе. Эти артефакты демонстрировались в Запорожском краеведческом музее.
Чуть позже у Владимира Гордийченко были две выставки в Чугуеве. В конце прошлого года продемонстрировать свое творчество Владимира пригласил Харьковский исторический музей имени М.Ф.Сумцова.
Художник делает не только миниатюры, в его наработке и более масштабные вещи. В пункте постоянной дислокации Владимир создал панно, посвященное битве Конотопа. Два года назад на территории бригады оформил центр досуга и культуры с музеем. А уже в отставке создал работу совсем другого плана – картину «Армагеддон по-московски». На ней в образах шойгу, медведева, владелина и кириллы изображены всадники апокалипсиса, направлямые кровавой рукоу путина-дьявола.
Военный мусор как украшение художественного произведения
И вот теперь – «фолианты». Собственно, это теперь началось восемь лет назад. Во время затишья художник разглядывал обломки снарядов, искореженные корпуса ракет, гильзы от патронов, другой военный хлам, здания и утварь, которые из-за обстрелов превратились в груды мусора… Ему попал на глаза кусок манекена. Приложил к нему блестящее стеклышко и подумал: «Слезы войны…» Увидел рядом стопку газет. Вспомнил о подшивках, лежавших в его комнате в Запорожье. И в воображении появилась большая обложка – с плачущим лицом в анфас… И ужасные остатки смертоносного оружия сами собой начали складываться в узоры яркого украшения…
Владимир — поклонник печатной прессы. И где бы ни служил, покупал газеты. Не выбрасывал, а бережно хранил. Вместе с открытками, открытками, афишками, рекламувками, изданными в той или иной местности. Девять фолиантов, которые я увидела в фойе общежития – своеобразная летопись его военного пути, создаваемая годами.
Конечно, делал эти артобъекты Владимир Гордийченко не на передовой. Даже в казарме выплескивать ощущения можно было только во флагах. Творческим поискам над идеей каждого "тома" были посвящены выходные, редкие отпуска, а также дни пребывания в госпитале и санатории, когда художник один за другим рисовал эскизы. Воплощал их во время коротких перерывов между контрактами.
«Слезы войны»… «Ужасы войны»… «Страдания войны»… Последняя по времени трансформация этой темы, в которой видна надежда на будущую Победу, посвящена 92-й бригаде имени кошевого атамана Ивана Сирко.
В целом коллекция «антикварных фолиантов» производит большое впечатление. И достойна того, чтобы ее увидел широкий круг зрителей. На это есть надежда. Интерес к произведениям выразил декан гуманитарного факультета Национального университета «Запорожская политехника» Николай Дедков. Вероятно, что в начале учебного года рассмотреть эти работы смогут студенты вуза. А там, может быть, и музеи заинтересуются. И в художественном, и в краеведческом Владимира хорошо знают. Следим за объявлениями!
Анна ЧУПРИНА, фото автора