После презентации в Запорожье и Днепре альбом-каталог «Крихка спадщина. Архітектурний модернізм Українського Півдня та Сходу: кінець 1950-1980-ті» получает отзывы специалистов. Представлено архитектурное наследие эпохи модернизма Харькова, Донецка, Луганска, Днепра, Запорожья, Николаева, Херсона, Одессы и Крыма.
Безусловно, все, кто углубился в объемное издание, отмечают профессионализм полиграфического исполнения. Днепровское издательство «Герда», известное в Запорожье благодаря книжным Толокам, предоставило собранные архивные, фотографические и аналитические материалы современное звучание. Объединение содержания, стиля, формата, дизайна и последовательности разных компонентов книги в единое целое – также архитектура. Архитектура книги. И конструкция, созданная Михаилом Кисловым, соответствует замыслу представить архитектурное наследие украинского Юга и Востока наилучшим образом. Информационно насыщенные и целесообразно нагруженные слоями событий каждая страница, разворот, каждый архитектурный объект.
Запорожье представлено 23-ю объектами.
Благодарность редактору-составителю Павлу Кравчуку написала запорожский архитектор, член Союза архитекторов Украины Елена Кузьменко:
“Уважаемый Павел Павлович!
Архитекторы моего поколения благодарят Вас за изданный альбом-каталог «Архитектурный модернизм».
Прекрасные иллюстрации и дизайн оформления.
Мы словно получили приглашение на обзорную экскурсию, позволяющую познакомиться с архитектурой Запорожья и других городов Украины периода 1950-1980 годов.
Модернизм является важной частью архитектурного и градостроительного наследия.
Каждое время имеет свое отражение в архитектуре и ее ценность не только в том, как она выглядит, но и в том, когда и кем была создана.
Сегодня, по прошествии многих лет, отчетливо видится вклад запорожских архитекторов.
Архитектурный модернизм – это не просто стиль, это масштабное явление в середине прошлого века, завоевавшее весь мир. Вне зависимости от идеологий и культур, архитекторы заговорили на общем языке.
Днем рождения советского модернизма для нас можно считать 4 ноября 1955 года. Было принято постановление «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве». необходимо было увеличить темпы роста строительства жилья. В 1960-х годах создаются масштабные проектные институты, главная цель которых – ускорение и удешевление строительства с помощью использования типовых проектов. В Запорожье был организован институт «Запорожгражданпроект». Индивидуальные проекты стали редкостью. На даже при их реализации строители требовали упрощения, от чего искажался замысел автора.
Шло время, Запорожье застраивалось типовым жильем, а на строительство зданий по индивидуальным проектам не находилось средств.
Проектировщики старались не застраивать градостроительно важные места для общественных и доминирующие зданий с надеждой в будущем разместить более достойные по архитектуре.
И все же редкие случаи были. Архитекторам удавалось перенести свои замыслы с ватмана в реальность. и тогда удавалось преодолеть сковывающие их рамки и создавать здания, которые видим в изданном сборнике.
Хочется напомнить, что предпосылки для модернизма прослеживаются в архитектуре 1920-х годов. Запорожье имеет уникальный объект – Соцгород, функциональный без излишеств, в проектировании которого принимали участие всемирно известные архитекторы Веснины, Орлов, Колли и другие.
Масштабный эксперимент получил мировое признание. Но уже вначале 1930-х годов развитие конструктивизма обрывается. Архитекторы теряют творческую свободу и под давлением властей возвращаются к «классике». Так появился избыточный тоталитарный стиль, известный нам как сталинский ампир.
При послевоенном восстановлении Соцгород был приукрашен классическим декором.
Но наступает время оттепели. Многие архитекторы – бывшие конструктивисты – которые считали себя недооцененными в 20-е годы, поддержали модернизм. Им казалось, что наконец победила справедливость. Они смогут вернуться к нереализованным замыслам. Вот почему так много схожих черт в архитектуре модернизма с идеями и приемами конструктивистов.
В настоящее время архитектурные постройки 1960-70-х годов, спустя полвека требуют защиты и постановки на учет, как памятники архитектуры и градостроительства.
Здание проектного института «Запорожгражданпроект», где на протяжении многих лет проектировался архитектурный образ города, в настоящее время находится в полуразрушенном состоянии. А ведь это здание в свое время было включено в список обязательного посещения иностранных делегаций, гостей города.
Самое печальное для архитекторов – видеть, как варварски разрушаются города.
Такие книги помогут в будущем их восстанавливать.
Мы благодарны Вам и Вашему коллективу за выполненную работу с надеждой на продолжение…”
Подготовила Инесса АТАМАНЧУК