О необычном – и редчайшем, автомобиле «Запорожец» сообщил основатель и директор Технического музея «Машины Времени» (действует в Днепре) Михаил Прудников:
«Новый экспонат, поступивший в мастерскую музея «Машины Времени», конструктивно состоит из узлов горбатого «Запорожца» – тот же двигатель, ходовая, только кузов очень необычной формы».
Директор музея также отметил, что «похожая модель была создана на автозаводе в г. Запорожье в 60-е годы и была известна как грузопассажирский пикап «Запорожец» ЗАЗ-970В». Однако хитрость в том, что эти автомобили считаются… навсегда утраченными.
В связи с чем, подчеркнул Михаил Прудников, возник резонный вопрос: «что это – опытный предсерийный автомобиль Запорожского автозавода или поделка, изготовленная одним человеком? С этим и предстоит разобраться специалистам». Музейщики также попросили: «Если вы раньше видели такой автомобиль, поделитесь с нами воспоминаниями или фото-видео материалами».
Что удалось выяснить из прошлого легендарного Запорожского автозавода:
в 1961 году его умельцы (а завод, напомним, тогда именовался «Коммунаром») спроектировали на базе перспективного тогда ЗАЗ-966 опытный грузовик ЗАЗ-970. Заднемоторный автомобиль грузоподъемностью 350 кг получил в быту – за свой необычный вид, прозвище «Точило», и был, по сути, исключительно поисковой компоновочной работой. И этот, и последовавшие за ним автомобили были созданы в инициативном порядке. Ну а в 1962 году, с учетом накопленного на «Точиле» опыта, завод представил целое семейство автомобилей-«запорожцев» 970-й серии: фургон ЗАЗ-970Б, пикап ЗАЗ-970Г и грузопассажирский ЗАЗ-970В;
в грузопассажирском ЗАЗ-970В при сложенных двух задних сиденьях можно было перевозить 175 кг груза, а при сложенных двух рядах – 350 кг. Как и у фургона, двигатель съедал пространство в салоне, отчего два сиденья третьего ряда размещались на заметном друг от друга расстоянии – между ними располагался люк для доступа к двигателю. В отличие от фургона, в салоне первого в мире «микроавтобуса» (микровена, как сегодня называются такие, привычные всем, автомобили) был вентиляционный люк на крыше, и только одна дверь для пассажиров.
Известно, что мини-грузовиков линейки ЗАЗ-970 было сделано около десяти экземпляров, по некоторым данным – всего шесть штук. Также известно, что в 1963 году состоялись госиспытания, для которых завод подготовил четыре образца: два фургона и два грузопассажирских. Сначала автомобили опробовали по маршруту Запорожье – Джанкой, затем – на дорогах Запорожской области. В частности, на территории современного Каменско-Днепровского района. Однако, несмотря на публикации в прессе, ни один из автомобилей не производился серийно. Главной причиной отказа от ЗАЗ-970 стал другой украинский автомобиль – ЛуАЗ-969. Он также использовал агрегаты «Запорожца» и власти предпочли именно его.
Из всего получалось, что от ЗАЗ-970В осталось… всего несколько не очень качественных фото и воспоминания очевидцев. И вот – сообщение из Днепра. Будем ждать заключение специалистов.
*
На снимках: ЗАЗ из Днепра, 2023; так выглядел в 1963 году первый в мире минивэн, собранный запорожскими умельцами (фото из открытых Интернет-источников)