«Когда мои дочери вырастут, они спросят меня: «Что ты сделал, чтобы остановить это безумие?» Этот вопрос – ключевой в монологе, который ведет за кадром автор «20 дней в Мариуполе» – украинский фотограф и документалист Мстислав Чернов.
«20 дней в Мариуполе» – режиссерский дебют Чернова. «Люди подходили и просили: “Покажите это миру”, – говорит Мстислав журналисту.
Полный текст интервью – currenttime.tv/a/chernov-mariupol-sundance/32258679.html. Автор текста Дмитрий Десятерик.
Чернов и его коллега Евгений Малолетка приехали в составе команды Associated Press в Мариуполь 24 февраля 2022 года. Они продолжали снимать и передавать информацию даже после того, как город покинули все иностранные журналисты. Благодаря работе Евгения и Мстислава мир узнал о военных преступлениях и многочисленных жертвах среди мирного населения. Именно Мстислав снял разбомбленный российскими войсками роддом №3. Авторы фильма покинули город 15 марта через гуманитарный коридор.
Чернов смонтировал фильм на основе видеоматериалов, вывезенных из Мариуполя. Режиссер не отводит камеру от самых тяжелых и страшных моментов, от смерти детей, от крайних проявлений отчаяния. Война у него предстает как кровавая бездна, пожирающая невиновных.
«20 дней» – это не только военная хроника и обвинительный документ. Режиссер также ввел лирического героя, начитав текст за кадром, оставив место для рефлексий и поэтических образов, напрямую не связанных с событиями в Мариуполе. Эта художественная часть не менее важна для фильма, чем шокирующие кадры.
Мстислав Чернов начал карьеру фотографа в 2005 году в Харькове. Всеукраинское признание пришло к нему в 2013 году. На сегодня Мстислав – один из самых известных украинских военных корреспондентов. Он снимал в Сирии, Ливии, Афганистане, Нагорном Карабахе. Его репортажи неоднократно получали международные премии.
Фрагмент разговора:
– …Чем отличается наша война от других виденных вами?
– Она – наихудшая и наиболее жестокая. Самая страшная война. Особенно то, что происходило в Мариуполе. И самая болезненная война для моего сердца, потому что я – украинец и она идет у меня дома. Но если посмотреть шире, то все люди одинаково страдают во время войн. И все люди заслуживают того, чтобы об их страданиях рассказывали. И еще у меня есть ощущение, что все конфликты в мире так или иначе связаны. Сирия, Карабах, Афганистан – все они части одного информационного и политического пространства.
– Кто такой фотограф на войне? В чем его роль?
– Каждый человек на войне решает сам, какова его роль. Но для журналиста важно до того, как он попадет в критическую ситуацию, решить, как и что именно он будет делать, когда окажется свидетелем трагедии. Я для себя решил: если человеку нужна помощь и ее некому оказать, я брошу камеру и буду помогать. А если есть те, кто может помочь компетентно и быстро, продолжу снимать. Свидетель, с камерой или без, все равно является участником событий.