Пожалуй, ничто так не раскрывает людскую душу, как любовь – во всех ее проявлениях, и пение – в первую очередь, хоровое. Впрочем, пение – это тоже одно из проявлений любви. Переполненные злостью, недобрые люди не поют. Пение, как и чтение стихов, подразумевают иное настроение, иное состояние души.
В этом плане, как мне думается, вполне справедивым будет чуть измененное устоявшееся выражение: «Скажи мне, какие песни ты поешь (вариант — слушаешь), и я скажу, кто ты и чем ты живешь». Согласны?
Ну, а теперь конкретнее о фотоснимке из моего архива. Обнаружил я его несколько лет назад – до массового вторжения рашистов в Украину, через каталог музейного фонда рф. Сейчас вход в него закрыт, а ранее я часто изымал из католога интересные мне фотоснимки из различных музеев рф – если они были оцифрованы, естественно. Так и с фото хора села Гуляйполя случилось. Я посчитал, что в Украине этот снимок быдет более уместен и забрал его себе.
Хор огромный: до 50 участников я насчитал. И все вполне узнаваемы. За исключением девушки во втором ряду (третья слева), опустившей почему-то голову. И почти все хористы одеты в вышиванки. Как можно в связи с этим предположить, основной их репертуар – это украинские народные песни. Да и фамилия человека, кому адресован – в качестве презента, как мы сейчас говорим, снимок, подтверждает это. Читаем посвящение: «Вельмишановному творцеві чудових мелодій Гр. Митр. Давидовському — від виконавців хору села Гуляйполя на Запоріжжі, 5 липня 1927 року» (напомню, что городом вольное Гуляйполе стало только в 1938 году).
По всей видимости, фамилия руководителя хора написана с ошибкой: угадать ее не удалось. А вот, что подсказали украинские справочнки, вчключая Энциклопедию современой Украины:
Григорий Митрофанович Давыдовский (18.01.1866 — 13.04.1952), хоровой дирижёр, композитор, певец (тенор), педагог. Заслуженный артист УССР, член Союза композиторов Украины;
родился в семье священника на Черниговщине. С детства пел в церковном хоре. Получил профессиональное музыкальное образование как дирижер и как сольный певец в Петербургской консерватории. По окончании консерватории создавал многочисленные хоровые коллективы, руководил регентскими курсами, проводил масштабные гастрольные поездки большими хоровыми капеллами, создавал много хоровых композиций. Среди них особенно выделяются хоровые сюиты «Бандура» (1896) и «Кобза» (1910), построенные на материалах украинских народных песен и городского бытового романса. Следует отметить, добавили осведомленные люди, что эти произведения получили мировое признание: их неоднократно исполняли и издавали не только в Украине, но и в странах Западной Европы и США.
Выдающийся человек, оставивший заметный след в украинской культуре двадцатого века. Но вот какой вопрос остался открытым: какое отношение он имел к Гуляйполю славному и к его народному многоголосному хору?
Владимир ШАК