Ценники на украинских автозаправочных станциях уверенно лезут вверх. По прогнозам экспертов, подорожание будет продолжаться и дальше. Так сколько придется платить за литр горючего? И стоит ли ждать снижения цен, узнал Центр общественного мониторинга и контроля .
Средняя цена — в пределах 60 гривен
Только за прошлую неделю дизель на украинских АЗС подорожал на гривну, а бензин на целых две. По словам директора Консалтинговой группы А-95 Сергея Куюна , это подорожание обусловлено существенным ростом мировых цен на нефть — с 65 до 75 долларов за баррель. «Я думаю, что еще пару гривен бензин может добавить и дизельное топливо, я думаю, что тоже гривна-полторы. Думаю, что в течение недели вполне возможно, что это произойдет» , — прогнозирует Куюн.
Несмотря на это, значительного скачка цен эксперт не предусматривает и уверен, что средняя цена останется в пределах 60 грн за литр бензина. «Компании не захотят переходить этот предел, будут держаться до последнего. Цены на рынке — в большом диапазоне. Соответственно, часть сетей может пересечь 60 грн, но остальные будут 57-58 грн. То есть средняя цена за 60 грн не перейдет», — пояснил он.
Также, по его мнению, если цена на нефть на мировых рынках вернется к предыдущим значениям, то и бензин на украинских АЗК подешевеет вслед за ней.
Причина роста – война на Ближнем Востоке
Менее оптимистичен в своих прогнозах основатель группы компаний «Прайм» Дмитрий Леушкин . По его словам, цены на бензин и дизель могут вырасти около 5 гривен за литр из-за подорожания нефти и газа на мировых рынках, а также роста курса евро. «Можем говорить, что цены имеют потенциал роста до 5 гривен на литр на сегодняшний день по бензину и дизелю, и 3,5-4 гривны — по газу. По газу, возможно, немного меньше, поскольку падают его продажи из-за «наступления электричек» (распространение электромобилей, — ред). Поэтому, возможно, газ будут пытаться подкручивать», — рассказал Леушкин.
Еще одной причиной, которая повлияет на цены, эксперт называет желание игроков рынка повысить свою прибыль — разницу между закупочными ценами на топливо и его розничной стоимостью на АЗС.
По мнению аналитика консалтинговой компании «НафтаРынок» Александра Сиренко , рынок горючего в Украине очень чувствителен к информационному давлению и изменениям в геополитической среде. Как только возникает новый риск, сразу ценники на АЗС начинают расти. Причиной же нынешнего роста он называет эскалацию конфликта на Ближнем Востоке, и как следствие угрозу блокирования Ормузского пролива — ключевого маршрута для транспортировки нефти.
То, что нефть (а с ней и цены на горючее) может расти в цене и дальше, предполагает и директор энергетических программ Центра Разумкова Владимир Омельченко . «Если брать базовый сценарий, что не будет массированной атаки на суда в Ормужском заливе, конфликт будет продолжаться несколько недель в средней напряженности, такой, как он сейчас примерно есть. И тогда цена может быть на таком уровне — 75-80 долларов плюс-минус несколько процентов (за баррель)» , — пояснил эксперт.
Если же ситуация в регионе обострится, в частности, если Иран начнет военный ответ или заблокирует пролив, цены могут подняться еще выше, уверен Омельченко.
А что с биотопливом?
Между тем, Верховная Рада отсрочила до 1 января 2026 года вступление в действие штрафов для АЗС за несоблюдение доли 5% биоэтанола в состав бензинов 16 июня эту правку срочно приняли на заседании налогового комитета . утраченных мощностей одного из НПЗ. Как отмечала Южанина, этот завод раньше поставлял на рынок в пределах 25-33% бензина и до 10% дизеля.
Сергей Куюн, в свою очередь, среди причин отсрочки называет то, что Украина вошла в сезон повышенного потребления горючего, а европейские производители бензина наши поставщики удовлетворить этот спрос не могут. Ведь для Украины должны производить бензин с содержанием этанола 5%, в то время как для себя делают 10%. «А по био процессу будет идти, точно знаю, что кое-кто приступил к проектированию мощностей для смешивания бензина со спиртом в Украине (сейчас большинство трейдеров предпочитают импорт готовой смеси). А в целом считаю, что это хорошая возможность переходить со следующего года на Е10. Будет легче покупать и будем больше потреблять своего продукта». неплохой», — написал Куюн на своей странице в соцсети. Также добавил, что необходимые объемы бензина к концу лета уже законтрактованы, потому дефицита не будет.
Напомним, с 1 мая этого года вступило в силу требование об обязательном добавлении к бензину 5% биоэтанола — «спирта» из растительного сырья. По словам чиновников, внедрение такого горючего положительно повлияет на украинскую экологию и экономику.