«Певцом кровавого режима» сегодня нередко называют бердянского художника Исаака Бродского, который в течение двух десятков лет – до своей смерти, последовавшей в августе 1939 года, верой и правдой служил коммунистическому режиму, всячески пропагандируя его [самая известная его картина – «Ленин в Смольном»].
Фактически, в тридцатые годы в СССР Бродский, которого, между прочим, Илья Репин считал своим лучшим учеником, стал художником №1. Я уже однажды говорил, что портретами большевистских вождей бердянского художника можно завесить кремлевскую стену в Москве, например – настолько их много. Причем места не останется даже для крохотного – размером с детской сопливичок, портрета нынешнего хозяина кремля кровавого Путлера.
И это при всем при том, что начинал Исаак Бродский… как тонкий лирик – его дореволюционными работами нельзя не восхищаться.
Дочь Бродского Лидия, которая тоже стала художницей [родилась 13 марта 1910 года, умерла в 1991 году] портретов вообще не писала. Ни чьих. Но как художник-лирик она, по-моему, превзошла отца – того, полузабытого Бродского.
*
Информация с портала “Об искусстве”:
Лидия Исааковна с детства росла в художественной среде и воспитывалась в мире искусства. Она рано начала рисовать, с трехлетнего возраста у нее был собственный уголок, где она рисовала и писала кукол, клоунов, цветы, придуманные пейзажи. Но на первых порах в ее увлечениях победили танцы. В одиннадцать лет поступила в прославленное Ленинградское хореографическое училище, где воспитывалась вместе с такими выдающимися мастерами балета, как Галина Уланова и Татьяна Вечеслова, Вахтанг Чабукиани и Константин Сергеев. Восемь лет в училище были порой непрерывного труда, кропотливых занятий под руководством замечательного педагога Агриппины Вагановой. Утро начиналось с урока классического танца, затем шли общеобразовательные предметы, чередуясь с занятиями мимикой, характерным и бальным танцем, музыкой, фехтованием. Она окончила это училище, но балериной не стала и в течение ряда лет выступала на эстраде и в мюзик–холлах.
Богато одаренная от природы, Лидия Исааковна увлеченно отдавалась танцевальному искусству и акробатике, не сразу найдя свое истинное призвание. Но постепенно влияние отца и семейное воспитание начало сказываться. Ее потянуло к живописи. В 1935 году она начала посещать вольнослушательницей Всероссийскую Академию художеств в Ленинграде, которую возглавлял ее отец. Он и его ассистент Валентин Серов стали ее первыми учителями. Впоследствии, переехав в Москву, она пользовалась также советами Николая Крымова и Федора Решетникова. Начав с натюрмортов, с непритязательных натурных изображений, Лидия Бродская, благодаря таланту, упорной воле и точным методическим советам своих учителей, постепенно овладела всеми секретами профессионального мастерства. В 1943 году она стала членом Союза художников. С этого времени начался ее самостоятельный творческий путь как профессионального художника-пейзажиста”.
Мне остается добавить, что Лидия Исааковна была членом-корреспондентом Академии Художеств СССР, а в 1980 году ей было присвоено звание “Народный художник СССР”.
Лидия Бродская
Осенние поля
Весенний туман
Весна на полях
Чертополох
Утро
Вечер на Днепре
Над Днепром
Рожь