• Архів газети
  • Історія
  • Про видання
  • Контакти
  • Рекламодавцям
  • Обрати мову сайту
  • Українська
  • Русский
Газета МИГ
  • Новини Запоріжжя
    • Підтримка
    • ЖКГ, Транспорт
    • Фінанси, економіка
    • Культура, навчання
    • Спорт
  • Україна та Світ
  • Інфографіка
  • Спецпроєкти
    • Факти – ліки проти фейків
      • Випуск 1
      • Випуск 2
      • Випуск 3
      • Випуск 4
      • Випуск 5
      • Випуск 6
      • Випуск 7
    • Цікаво
    • Світ допомагає відновлювати Україну
      • Cпецвипуск 20
      • Cпецвипуск 19
      • Cпецвипуск 18.
      • Cпецвипуск 17.
      • Cпецвипуск 16.
      • Cпецвипуск 15.
      • Спецвипуск 14.
      • Cпецвипуск 13.
      • Cпецвипуск 12.
      • Cпецвипуск 11.
      • Спецвипуск 10.
      • Спецвипуск 9
      • Спецвипуск 8
      • Cпецвипуск 7
      • Cпецвипуск 6.
      • Cпецвипуск 5.
      • Cпецвипуск 4.
      • Cпецвипуск 3.
      • Cпецвипуск 2.
      • Cпецвипуск 1
      • Архів PDF Світ допомагає відновлювати Україну
    • Запорізькі крафтовики
    • Виконані
      • Слово правди – наша зброя
        • Спецвипуск 1
        • Спецвипуск 2
        • Спецвипуск 3
        • Спецвипуск 4
        • Спецвипуск 5
        • Спецвипуск 6
        • Спецвипуск 7
        • Спецвипуск 8
        • Спецвипуск 9
        • Спецвипуск 10
      • Запоріжжя: 45 км до лінії фронту
      • Правда кривду переможе!
        • Cпецвипуск 6
        • Cпецвипуск 5
        • Cпецвипуск 4
        • Cпецвипуск 3
        • Cпецвипуск 2
        • Спецвипуск 1
      • Громадськість за здорове місто
      • Коронавірус під мікроскопом
    • Архів PDF
    • Євроінтеграція
      • Реформи
      • Україна-ЄС
    • Дивовижне Запоріжжя
      • Історія успіху
      • Персони
      • Точка на карті
  • Фото і відео
  • Публікації
    • Політика
    • Споживач
    • Соціальна сфера
    • Медицина, екологія
    • Мистецтво, дозвілля, туризм
    • Різне
  • Важливо
Газета МИГ
No Result
View All Result

Свіжі новини Запоріжжя та Запорізької області » Спецпроєкти » Дивовижне Запоріжжя » Персони » Режиссер Геннадий ФОРТУС: “Никогда не ставлю цель раздеть женщин и обнажить мужчин”

Режиссер Геннадий ФОРТУС: “Никогда не ставлю цель раздеть женщин и обнажить мужчин”

by Анна
11/06/2020
in Дивовижне Запоріжжя, Персони, Спецпроєкти
0
главный режиссер Запорожский театр молодежи Фортус Геннадий фото
608
VIEWS

Заслуженный деятель искусств Украины, лауреат премии Кабинета Министров Украины имени Леси Украинки, главный режиссер Запорожского областного академического театра молодежи [ТЮЗ] Геннадий Фортус отметил 65-летие. Карантин стреножил личное общение, и 19 мая «МИГ» поздравил Геннадия Вадимовича дистанционно.

Но при первой же возможности мы встретились, чтобы поговорить, как увенчанный ныне мастер искал свой путь к театру, публике и жизненному кредо, которое можно выразить словами: “Я иду своим путем!”

“Хочешь стать режиссером?” – “А кто это?..”

– Геннадий Вадимович, театр – увлечение с детства?

– Не могу так сказать. Но было много моментов, которые спровоцировали меня к этой профессии.

Моему папе 16 марта исполнилось 17 лет, а 19 мая уже родился я. Ребенок очень юных родителей автоматически попал на воспитание к бабушке и дедушке, которым было 38 и 42 года соответственно, и у которых было еще двое своих маленьких детей. Поэтому очень долгое время дедушка с бабушкой были для меня папой и мамой, а истинных родителей звал по именам.

В основном я был предоставлен сам себе, и учился крайне плохо. Но очень много читал, в том числе и на уроках. Меня ругали, но меня это не волновало.

Когда мне было лет 13, маме сделали серьезную операцию, и в тот момент я решил стать медиком. Некоторое время просто бредил этой профессией, общался с маминым хирургом. Но как раз в тот период многих хирургов посадили в тюрьму…

– Из-за чего???

– Зарплата у них была 90 рублей, и за некоторые операции они брали вознаграждение от благодарных пациентов… Тогда папа сказал мне: “В медицину ты не пойдешь”.

И вот я заканчиваю восьмилетку [учился в 65-й школе, в этом здании сейчас биофак ЗНУ], а папа жалуется друзьям, что не знает, куда меня пристроить. При разговоре присутствовал Яков Михайлович Харитонов [брат папиного друга], директор Мелитопольского училища культуры. Он-то и спросил меня: “Режиссером будешь?”  Я ответил встречным вопросом: “А кто это?”…

На прослушивании педагог Виктор Прокофьевич Мацегора предложил прочесть стихотворение. Стихов я не знал. “Ну, хоть рассказать что-нибудь можешь?” – спросил, в отчаянии. Это я мог. Но не рассказывать наизусть, а пересказать… что-то из Джека Лондона.

Когда Яков Михайлович поинтересовался у Виктора Прокофьевича, какое я произвел впечатление, тот сказал: “Наш человек! Мимика, интонация, жесты!”

Здорово учиться у людей, преданных своему делу

…В характеристике, которую я принес в училище, стояло: “не может”, “не знает”, “не умеет” и все в том же духе. Яков Михайлович порвал этот листок на моих глазах со словами: “Твоя жизнь начинается с начала”. Я понял, что мне дается шанс, но еще не понимал, на что.

В итоге попадаю на курс выпускницы Минского театрального института Нины Гавриловны Щербаковой [кроме режиссерского, у нее было еще и физико-математическое образование] и ее супруга Георгия Александровича Щербакова, выпускника Ленинградского госинститута театра, музыки и кинематографии [ЛГИТМиК]…

Вообще тогда в Мелитопольском училище было много потрясающе образованных, интересных, красивых людей. В Нину Гавриловну – блондинку с прекрасной фигурой и роскошной статью – я влюбился сразу…

Помню еще преподавательницу украинской литературы, которая называла меня «кавалер»…

Я попал в водоворот совершенно другой жизни и стал искренним почитателем того, чего еще не знал, но уже чувствовал, что это мое… Тогда я понял, что такое – учиться. У людей, которые преданны своему делу. И скоро жизни без театра уже не представлял…

Папа сказал: “Работай!”

– После училища вы сразу поступили в Харьковский институт культуры?

– Нет. Через месяц после окончания училища меня ждала армия. Но папа не дал мне этот месяц слоняться, и твердо сказал: “Работай!” И я устроился в Осипенковский дом культуры [это в Бердянском районе] руководителем эстрадного коллектива. Мне там выписали трудовую книжку, куда вошла и служба в армии, так что у меня стаж – 47 лет.

Служил в Тульчине Винницкой области артиллеристом-наводчиком, принимал участие в четырех масштабных учениях. А после армии до поступления в институт папа снова сказал: “Работай!” – и я оказался в этом здании, в этом самом кабинете.

– Как это могло случиться?

– Тогда здесь был ДК «Строитель». Я пришел к директору Валерию Михайловичу Пономаренко, и он предложил мне стать… художественным руководителем и навести порядок. Это в 20-то лет. Но я был смелым, дерзким и согласился.

Здание ДК “Строитель” в 1962 году. Через 13 лет сюда впервые придет Геннадий Фортус. Фото с сайта LIFE.zp.ua

Первым, с кем я попытался поговорить об изменениях в графике, был известнейший в культурных кругах руководитель вокально-хореографического ансамбля дворца пионеров «Чайка» и «строителевской» хоровой капеллы Евгений Исаакович Фриш. Я был совершенно не в курсе его регалий, и… разговор не заладился. Евгений Исаакович буквально ногой открыл дверь в кабинет директора и спросил: “Валера, что это??? Чтобы я это больше не видел!” В ответ на вопросительный взгляд директора я сказал: “Вы мне поручили навести порядок, вот я и навожу”.

И пошел к Евгению Исааковичу. Извинился, что не знал о его достижениях, но твердо продолжил: “Вы меня недослушали. А я предлагаю ваше расписание изменить вот так, – это ведь для вас будет удобнее?”. Евгений Исаакович всмотрелся в мои записи, и согласился. Потом мы стали большими друзьями.

Из простоты вырывался сознательно

Я благодарен судьбе за, простите за тавтологию, судьбоносные встречи. В Харьковском институте культуры у меня был великолепный преподаватель Виктор Кузьмич Гужва. Выпускник ЛГИТМиКа, ведущий режиссер Пермского драматического театра [флагман среди советских провинциальных театров], он тогда переехал в Харьков по семейным обстоятельствам и покорил меня сразу. Два метра красоты, шикарные волосы, поступь, манеры, и, конечно, колоссальные знания и интеллигентность. Не скрою, я записывал его слова и во всем старался подражать. Я из простой семьи, можно сказать, ремесленной [дедушка – жестянщик, папа был сапожником, потом закончил медучилище и стал зубным техником]. И хотя я с огромным уважением отношусь к родителям и труду, которым они добывали себе хлеб, я хотел быть другим и вырывался из этой простоты сознательно.

Король ТЮЗ каринки– А потом была встреча с Александром Королем…

– Да. Александр Петрович очень много мне дал. Позже я ориентировался на его  модель управления театром. Его и Марка Захарова.

Я пришел в Театр юного зрителя в 1981 году. Работал с удовольствием. Привлекли молодой коллектив, определенная свобода, маневренность для поступков, поощрение студийности. Должность второго режиссера была занята, и Александр Петрович предложил мне поработать актером.

Театр – структура не идеальная

И актерство во мне проснулось. Но я позволял себе иногда критиковать режиссерские решения Александра Петровича.

И вот выхожу как-то из отпуска и вижу приказ о постановке спектакля «Салют динозаврам». В ролях – Надежда Бережная, Владимир Голяк. Режиссер-постановщик – Геннадий Фортус.

– Неожиданно?

– Отчасти. При встрече Александр Петрович сказал: “Ты же хотел быть режиссером, вот и покажи свои возможности”. Я понял, что мои критические замечания коллеги передали Королю, и он решил посмотреть, смогу ли я «выплыть». Но делать было нечего. К тому же, я всегда настроен на позитив, умею выживать и драться…

– Результат вас удовлетворил?

– Спектакль имел хорошие отклики, но это было не то, о чем я мечтал. Переоценил свои силы. Как говорят классики, теория без практики мертва. А практики мне тогда и не хватило.

Спектакль получается, когда выработано взаимоотношение с актерами, которых нужно делать соратниками, а иногда и выводить на определенный уровень культуры. Театр – не идеальная структура, здесь много балласта. Не всегда есть собеседник, который от твоего имени может вести диалог со зрителем. А зрителя не волнует, сколько времени и труда ты вложил в воспитание актера.

Артистов я всегда авансирую. Предлагаю им расположение и хорошее отношение, чтобы они сами поняли, где недотягивают, и постарались сделать роль лучше. Либо приходится расставаться.

Драматурги не всегда знают, что написали

– Спектакль «Вальс случая» был, кажется, вашим дебютом в работе с иностранным драматургом, с которым вы общались лично…

– Да. Знакомство с драматургом Виктором Аимом состоялось благодаря французскому культурному центру «Альянс Франсез Запорожье», для любительского театра которого я ставил спектакль на французском языке. Виктор Аим тогда посетовал, что его не знают в Украине, и пообещал дать пьесу для постановки. Я ждал шесть месяцев. И когда получил «Вальс случая», то был … разочарован. Действие происходит в каком-то подземном гараже, перенасыщено бытовыми подробностями…

Но отказаться было невозможно, это же эксклюзив. Я осторожно поинтересовался, можно ли пьесу несколько видоизменить, и драматург ответил, что он дает тему, а как ее развивать – наше дело. И мы со сценографом Владиславом Кутуевым перенесли действие в иную интеллектуальную плоскость. Ангел вместо босяцких лохмотьев у нас носит смокинг, главная героиня в исполнении Любови Фриган – ухоженная дама… Появился добавочный смысл, что финансовое благополучие не дает счастья.

Запорожский театр молодежи Вальс случаяСцена из спектакля “Вальс случая”

Но главное было даже не в этом. Драматурги не всегда знают, что написали, а иногда случается наоборот: написано так мощно, что режиссеры не могут до них дотянуться… Виктор Аим обрекал героиню на провал. А я задумался: может ли мужчина судить женщину? И потому в финале даю героине возможность с честью выйти из положения. Думая в то же время о зрительницах. Женщина не может выйти из театра с чувством растоптанности.

Толпа – субстанция меняющаяся

– «Вальс случая» – один из долгожителей, хотя главного героя сейчас играет другой актер. В вашей практике вообще нередки случаи, когда спустя годы вы возвращаетесь к старой постановке. Могу назвать «Месье Амелькар», «Рудольфио», «Цилиндр», который сейчас идет под названием «Миллион за жену». Почему?

– Жалко хороших спектаклей, когда заложенная в них идея не устарела. Если добавить в них сегодняшний день, они начинают играть по-новому. Тот же «Месье Амилькар» с другими актерами и в новой интерпретации смотрится совсем по-другому.

Сцена из спектакля “Миллион за жену” (“Цилиндр”)

– Вы поставили несколько спектаклей о подростках. Их доминанта, на мой взгляд, – когда, грубо говоря, стая набрасывается на «белую ворону», а дальше идут вариации в зависимости от фантазии драматурга. Чем вас привлекает эта тема?

– Еще после спектакля «Не только о Гамлете» меня упрекали, что я слишком много внимания уделяю толпе, которая одновременно сочувствует всем… Да, мне интересно изучать психологию толпы. Ею можно руководить, как угодно и кто хочет. И в то же время ощущение, что эта масса в твоих руках, крайне непрочно. Эта субстанция меняется постоянно, ее доверие быстротечно, и это повышает градус конфликтности и эмоционально-интеллектуальную напряженность.

Воспринимаю зрителей как умных собеседников

– Костяк нынешнего Театра молодежи, которым вы уже как главный режиссер руководите 15 лет, составляют ваши бывшие студенты. Сами достигшие «степеней известных», но по-прежнему «птенцы гнезда Фортусова». Не чувствуете ли вы себя в эдакой «теплой ванне»? Или «бунты на корабле» случаются?

– Из театра уходили  артисты, с которыми было жаль расставаться. Например, Юра Кулинич, Катя Кошовник… Ну, я тоже переоценивал себя. Пусть дерзают.

А что касается теплой ванны… В какой-то момент, признаюсь, стали закрадываться сомнения.  Не устроил ли в самом деле такой местечковый театрик? Поэтому для меня были так важны зимние гастроли в Харькове. Не в Киеве – столица всеядна, а в Харькове, где публика отличается хорошим вкусом и некоторой придирчивостью.

И вот эта публика встречала нас триумфально все три дня. И «Загадочное ночное убийство собаки», и «Распутника», и «Ladies’ Night», и детские спектакли.

Запорожский театр молодежи картинкиСцена из спектакля “Загадочное ночное убийство собаки”

И было приятно услышать от коллег: “Как это тебе удается так здорово в интимных сценах удержаться на грани?” А я просто не ставлю целью раздеть женщин и обнажить мужчин, помня завет упомянутого мною Виктора Кузьмича Гужвы: “Дайте мне слово, что никогда не будете обнажать натуру. В этом не сила режиссера – а его слабость”. Поэтому обнаженка – не мое. Вот на грани, когда красиво и интригующе – это да.

Сцена из спектакля “Распутник”

Визит в Харьков показал, что мы адекватны. Беседуем со зрителем на высоком интеллектуальном уровне.

– Некоторым вашим коллегам в зрелом возрасте по независящим от них обстоятельствах пришлось бросать насиженное место. Вы никогда мысленно не примеряли их «костюм свободного художника»?

– На вольные хлеба я уже уходил в 90-е, когда создал театр-студию «Бенефис». Было очень много скептиков, но я говорил, что могу бороться и идти в режиссуре другим путем. Перестал ориентироваться на фестивали, мнение злопыхателей, любовь местной богемы. Задался целью воспитать свою публику –  воспринимая зрителей как умных собеседников, которые хотят говорить со мной на одном языке. И думаю, что я победил.

Беседовала Анна ЧУПРИНА,

фото автора и с сайта Запорожского областного академического театра молодежи

Tags: Геннадий Фортусглавный режиссерЗапорожский театр молодежитеатрТЮЗ

Новини від МИГа mig.com.ua в Telegram та Instagram та facebook. Підписуйтесь на наші канали https://t.me/migcomua та facebook та  Instagram

Previous Post

Несмотря на низкие тарифы на доставку газа,  «Запорожгаз»  заботится о бесперебойном газоснабжении

Next Post

Для населення тарифи на тепло та гарячу воду зменшаться – Мінрегіон

Анна

Related Posts

Як за два роки змінилася територія колишнього Каховського водосховища? – еколог
Дивовижне Запоріжжя

Як за два роки змінилася територія колишнього Каховського водосховища? – еколог

13/07/2025
463
13 липня – День рибалки в Україні
Календар

13 липня – День рибалки в Україні

13/07/2025
463
Програма ТК «Суспільне Запоріжжя» на неділю, 13 липня
Календар

Програма ТК «Суспільне Запоріжжя» на неділю, 13 липня

13/07/2025
641
Церковне свято 13 липня: чому не варто позичати гроші чи  брати в борг 
Календар

Церковне свято 13 липня: чому не варто позичати гроші чи  брати в борг 

13/07/2025
787
ЄС оголосив про новий пакет угод на суму 2,3 млрд євро
Євроінтеграція

ЄС оголосив про новий пакет угод на суму 2,3 млрд євро

12/07/2025
1.6k
Next Post

Для населення тарифи на тепло та гарячу воду зменшаться – Мінрегіон

Щоденники війни

Український дрон «Бабка» — аеророзвідник нового покоління: дешевий, розумний та невразливий для РЕБ

Сили оборони Півдня України. Оперативна інформація 13.07.2025

Сили ППО знешкодили 40 із 60-ти дронів, якими росіяни з вечора атакували Україну, – ПС ЗСУ

На Новопавлівському напрямку Сили оборони відбили 12 атак противника

Загалом упродовж доби окупанти завдали 579 ударів по 13 населених пунктах Запорізької області

Ворог розробив інструкцію з промивання мізків українським дітям

Цікаво

В Інституті нацпам’яті пропонують повернути містечка в адміністративний устрій України

На місці Каховського водосховища оселилися рідкісні птахи

Сьогодні в Україні подекуди короткочасні дощі та грози, на Сході до +37 (карта)

Кіно та й годі: чоловік забув дружину на заправці, та не відразу це зрозумів

У Данії вперше електричний літак здійснив тестовий політ

Якою буде погода на вихідні у Запоріжжі та області: прогноз синоптиків

Публікації

Неспричинена допомога й калоші для контролю емоцій

Як підготувати чотирилапого улюбленця до подорожі за кордон

Чи може бути алергія на сонце?

Алла Кліщ: “Коли бачу руйнування – виходжу і саджаю квіти”

Кожну книжку з бібліотечної полиці в Матвіївці хочеться прочитати

Дар прожити НЕ ЧУЖЕ життя

Oтримуйте нoвини швидше з дoпoмoгoю нaшoгo Telegram-кaнaлa: https://t.me/migcomua

Газета МИГ
  • «Факти – ліки проти фейків» PDF архів
  • Архів PDF Світ допомагає відновлювати Україну
  • Архів PDF
  • Слово правди – наша зброя
  • Архів газети
  • Історія
  • Про видання
  • Контакти
  • Рекламодавцям
  • Українська

Контакти

Адреса редакції:
м. Запоріжжя, пр. Соборний, буд. 152, , 5 поверх
Адреса для кореспонденції:
а/с 8030, м. Запоріжжя, індекс 69095 Приймальня (061) 7875211,
[email protected]
Сайт mig.com.ua створено для поширення інформаційного контенту під брендом "МИГ". Матеріали сайту готуються і редагуються співробітниками ТОВ "Газета МИГ".
Сайт отримав гранти від Фонд Східна Європа, Празький центр громадянського суспільства та Асоціації «Незалежні регіональні видавці України».
Рекламна служба газети та сайту:
[email protected] ,
[email protected]
Статті у розділі "Важливо" можуть бути комерційною або спонсорською інформацією .
Адміністратор сайту:
[email protected] [email protected]
Використання матеріалів, опублікованих на сайті, дозволяється із зазначенням посилання на офіційний сайт газети МИГ

Мітки

ЄС БПЛА Бердянськ ДСНС ДТП Енергодар Запоріжжя Запорізька ОВА Запорізька область Запорізький район Мелітополь НПУ Новини Запоріжжя Новости Запорожья ПРОГНОЗ Украина адреси вибухи відключення відновлення війна війна з рф графіки гроші допомога діти електроенергія кримінал новини обстріл обстріли окупація погода пожежа поліція поліція_Запоріжжя ремонт руйнування рух рятувальники світло синоптик суд транспорт черги

© 2025 JNews - Premium WordPress news & magazine theme by Jegtheme.

  • Русский
  • Новини Запоріжжя
  • Україна та Світ
  • Щоденники війни
  • Спецпроєкти
    • Факти – ліки проти фейків
    • Світ допомагає відновлювати Україну
    • Євроінтеграція
    • Дивовижне Запоріжжя
    • Виконані
      • Слово правди – наша зброя
      • Правда кривду переможе!
      • Запоріжжя: 45 км до лінії фронту
      • Громадськість за здорове місто
  • Публікації
  • Важливо
  • Фото і відео
  • Цікаво
  • Календар
  • Інфографіка
Рекламодавцям
No Result
View All Result