Покров Божией Матери: особо чтимый на Запорожье образ

Покров Божией Матери: особо чтимый на Запорожье образ

Известно, что на Запорожской Сечи церковь имела автономию: решения собственного Коша ставила выше решений киевского митрополита.
Также известно, что в особом почитании у запорожцев-сечевиков была икона Покрова Пресвятой Богородицы. В честь Покрова Богородицы козаки называли церкви и ежегодно устраивали праздник на Сечи.
Однако далеко не всем известно, что на Сечи были свои Богородичные иконы. До наших дней их, правда, сохранилось немного – не более десяти, как уверяют сведущие люди. Называются они
«Козацкая Покрова».
Одна из копий этой иконы была создана в 1905 году по личной просьбе историка Дмитрия Яворницкого, о чем он и оставил соответствующую пометку на обратной стороне этой невероятно важной, точно отображающей дух козацкой эпохи, иконы. Находится она в экспозиции Национального исторического музея им. Дм. Яворницкого в городе Днепре, где мы однажды и отыскали ее.
Представляет икона из себя, как говорят в таких случаях, двухярусное изображение. На верхнем – небесном, ярусе пребывает Богородица, по сторонам от которой находятся святитель Николай и архистратиг Михаил. Под ними, на нижнем ярусе, символизирующем бренную землю нашу, изображены две группы козаков.
В правой группе выделяется торжественно одетый кошевой атаман Петр Калнышевский, в левой – войсковой писарь Иван Глоба. При этом из уст кошевого исходят – обращенные к Богородице, слова [прописанные прямо по иконе]: «Покрой нас честным твоим покровом и избави нас от всякого зла».
Над Богородицей, как нам объяснила старший научный сотрудник отдела фондов музея Маргарита Тихонова, имеется ответ: «Покрою и избавлю». Таким образом, иконописец передал непосредственное общение запорожцев с Божией Матерью.
Я не случайно столь детально описал икону Дмитрия Яворницкого: на ней ведь имеется единственное дошедшее до наших дней изображение последнего кошевого атамана Запорожской Сечи Петра Калнышевского. Не исключено даже, что сделано оно было при его жизни: в 1774 году – по поручению атамана, на Сечи работал художник-иконописец, создававший копии всех важных казацких икон. Мог он и «Козацкую Покрову» с обращающимся к ней с просьбой о заступничестве написать?
Вполне.
Кстати, на груди у Калнышевского можно разглядеть большую золотую медаль. Как можно предположить, она подтверждала атаманский чин ее обладателя.
Владимир ШАК
*
На снимках:
козацкая Покрова,
козацкая Покрова в экспозиции Национального исторического музея им. Дм. Яворницкого [фото Сергея Томко]

 

(Visited 117 times, 1 visits today)
Оставить комментарий

Отправить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *