Как приятно июльским вечером пойти «в гости к Берковскому»!
Вернее, отправиться к мемориальной доске на доме №3 по проспекту Металлургов, где он жил в детстве и юности.
Именно так поступили неделю назад запорожцы, которые собрались на площадке под окнами, из которых когда-то смотрел на проспект мальчик Витя.
В прошлом году Театр поэтической песни Елены Алексеевой впервые пригласил сюда публику на концерт, посвященный дню рождения Виктора Семеновича.
И вот – вторая встреча.
Первые записи в трудовой книжке будущего профессора Московского института стали и сплавов сделали на комбинате «Днепроспецсталь». Позже кандидат технических наук Берковский занимался – держитесь за стул! – разработкой теоретических основ и программного обеспечения компьютерных систем для расчета процесса сортовой прокатки. То есть, стал программистом еще в 70-80-е годы прошлого века! Но не это снискало ему любовь на постсоветском пространстве и далеко за его рубежами…
“Каждый выбирает для себя женщину, религию, дорогу. Дьяволу служить или пророку – каждый выбирает для себя”, – эти стихи Юрия Левитанского положил на музыку Виктор Берковский.
В его активе около двухсот песен. Сам Виктор Семенович тексты не писал [к своим юношеским пробам относился самокритично]. Зато сочинял музыку только к хорошим стихам. У него был безупречный поэтический вкус. А его мелодии как бы рождались из самой ткани стихотворений. От пронзительной лиричности и старомодного изящества «Под музыку Вивальди» – до ироничной усмешки в «Песенке про собачку Тябу». От озорства «На далекой Амазонке» – до штормового вольнолюбия «Контрабандистов». От трагизма «Лошадей в океане» – до вальсирующей грусти «Альма-матер»…
– Мы со Снежаной были в восторге, когда в свое время в родном Днепре попали на концерт Берковского. Сногсшибательные мелодии! – говорит бард Александр Казарин, который специально приехал с женой в Запорожье, чтобы выступить в программе ко дню рождения Берковского.
А еще с ними приехала их девятилетняя внучка Вероника. Молодые дедушка с бабушкой пели «Песня шагом, шагом», а маленькая артистка исполнила «Спляшем, Пегги, спляшем», аккомпанируя на четырехструнной гавайской гитаре укулеле.
– Наши родители пели разве что за праздничным столом, – улыбается Александр. – А мы со Снежаной со студенческих лет полюбили авторскую песню. Любовь передалась через поколение: не только Вероника, но и семилетняя внучка, которая живет во Львове, обе поют и играют на укулеле. А меня неожиданно увлекла работа… в детском саду. Однажды попросили помочь – и это оказалось так интересно, что сейчас работаю там постоянно. Только вдумайтесь, какую галиматью предпочитают современные дети! А авторская песня – это хороший вкус, умная и добрая поэзия.
Как и в прошлом году, организацию встречи «У Берковского», сценарий и ключевые номера программы взял на себя Театр поэтической песни Елены Алексеевой. Помощь ему оказали руководство ДК «Титан» и ДК Металлургов, отделения «Укрпошти» №32.
Скульптор Борис Чак накануне безвозмездно вылепил из полимерных материалов новую подставку для цветов в виде половинки гитары. Средства на дорогостоящие материалы дала Наталья Бакшеева [компания «Прогресс»]. Программу на прекрасном украинском языке вел актер Александр Третьяченко. В ней участвовали лучшие барды Запорожского центра авторской песни, гости из Днепра и Каменского.
Жильцы дома №3 по проспекту Металлургов не только не возражали против мелодичных и не слишком громких песен под своими окнами, а наоборот – просили чаще устраивать такие концерты. А кое-кто, выглядывая из окна, даже записывал видео.
– Мы рады этой встрече со зрителями, – сознается художественный руководитель Театра поэтической песни Елена Алексеева. – Последнее время нам редко приходится выступать вживую. Наш театр успешно перешел в онлайн. Участвуем в международных программах [как, например, всемирный марафон, посвященный Александру Вертинскому]. Ежемесячно готовим интерактивные встречи «У сузір’ї «Сонячного зайчика» – по следам Всеукраинского фестиваля-мастерской авторской песни, который каждую осень проходит в Запорожье по инициативе и при самом активном участии нашего театра. Снимаем клипы. Недавно сразу два подарили нашему городу, приурочив это событие ко Дню металлурга. Один – на песню из кинофильма «Весна на Заречной улице». Причем мы не только пели, но и сами снимали, монтировали, даже задействовали анимацию. А второй клип – на песню «Це місто». Стихи известной поэтессы Марины Брацило положила на музыку молодая артистка нашего театра Аня Тищенко… Делаем много, работа интересная. Но… Живое общение со слушателями – особое чувство. Поэтому обязательно продолжим традицию концертов под открытым небом.
В будущем году исполнится 90 лет со дня рождения Виктора Берковского. К этой дате хотим сделать еще уютнее площадку возле его мемориальной доски: изобразить на стене занавес или что-то вроде театрального задника, написать на нем имена людей, прославивших запорожскую авторскую песню [таких, как Александра Кужель, трио «Экипаж», Марина Брацило], а также тех, кто содействовал ее развитию. Это через год. А сейчас – полным ходом идет подготовка к «фирменному» запорожскому фестивалю авторской песни «Байда».
Виталина МОСКОВЦЕВА.
Фото автора и Инессы АТАМАНЧУК