Что общего у Иоанна Крестителя, предсказавшего пришествие Христа, и выдающейся летчицы из Бердянска, которая первой из украинских женщин была удостоена звания Герой Советского Союза?
Странный вопрос, удивится читатель. Да ничего у них не может быть общего – у евангельского святого и посвященной Аполлону [так имя Полина переводится] атеистки, летавшей выше всех и дальше всех женщин мира. Осенью 1938 года, напомню, вместе с Валентиной Гризодубовой и Мариной Расковой на самолете Ант-37 «Родина» Полина Осипенко – бывшая бердянская птичница, к слову, совершила перелет из Москвы на Дальний Восток.
Правда, и у предтечи Христа, и у героической летчицы жизнь оборвалась трагически: Иоанну – по приказу царя Ирода, отрубили голову, а Полина погибла во время испытательных полетов [и была похоронена в Кремлевской стене].
А вот это уже теплее.
Это уже ближе к теме нашего разговора, связан который будет… с двумя выдающимися – без преувеличения, произведениями искусства. С написанной в 1884 году художником Иваном Крамским картиной «Иродиада» и выполненным в 1939 году скульптором Александром Златовратским мраморным портретом бердянской летчицы, фамилию которой в течение 19 лет – с 1939-го по 1958-й, носил город Бердянск [а в Запорожье в честь нее назван правобережный микрорайон – Осипенковский].
***
Итак, «Иродиада» – одна из немногих картин [находится в Третьяковской галерее, кстати], которая не вызывает положительных эмоций. Сюжетом ее послужила известная история из Нового завета: Саломея, дочь незаконной жены Ирода Иродиады, потребовала – по наущению матери, голову Иоанна Крестителя на блюде в качестве вознаграждения за танец на пиру. Почему такая жестокость была проявлена? А потому, что Иродиада вступила в сожительство со своим дядей – Иродом, в чем и была обвинена Иоанном. Ирод выполнил требование падчерицы: ведь он прилюдно – на том самом пиру, пообещал исполнить любое ее желание – даже готов был полцарства отдать. Однако Иродиаде полцарства не понадобилось, ей нужна была голова обличителя ее порока.
Однозначно, повторюсь, не вызывающий положительных эмоций сюжет. А для чего я его пересказал? А вот для чего:
совершенно случайно в соцсетях я однажды обнаружил несколько фото скульптурного портрета Полины Осипенко, которые мне и напомнили жутковатую картину Ивана Крамского. Фото были сделаны Игорем Савицким в Киевской национальной картинной галерее, где, оказывается, пребывает этот необычный мраморный портрет небесной рекордсменки из Бердянска.
Это даже не портрет в привычном понимании слова, это… голова летчицы Полины, устремившей взор к небесам – туда, откуда она не вернулась из своего последнего полета. Сей деталью голова Полины кардинально отличается от головы Иоанна Крестителя в исполнении художника Крамского.
Связавшись с киевским искусствоведом Александрой Шпетной, которая и обнародовала удивившие меня фотографии, я узнал следующее:
мраморный портрет Полины Осипенко, о существовании которого не знают даже у нее на родине, где есть музей Полины Осипенко, давно привлекает внимание своим необычным решением – если сравнивать его с традиционными бюстами и головами на подставках.
«В первую очередь, интересно тут, – отметила Александра Дмитриевна, – сочетание различных приемов фактурной работы с мрамором: шлифовка лица в сочетании с легкой обработкой троянкой, взрыхление шпунтом и скарпелем летного шлема и воротника [все перечисленное – инструменты для обработки камня, – авт.]. Это усиливает выразительность пластической моделировки и способствует созданию запоминающегося образа».
Не просто способствует, добавлю от себя: скульптору удалось из холодного мрамора создать теплый портрет летчицы. И очень земной женщины, и, одновременно с этим, недосягаемо небесной.
Посвященной Аполлону.
«Скульптура, – добавила искусствовед, – привлекает внимание новаторским для своего времени композиционным и пластическим решением. Кроме того, речь идет о портрете знаменитой летчицы, Герое Советского Союза. Очень странно, что о нем забыли».
Спасибо Александре Шпетной и фотомастеру Игорю Савицкому – напомнили. И удивили, открыв нам заново давно знакомую, как казалось, Полину.
Ну и самое главное, до чего докопалась Александра Дмитриевна: она отыскала в журнале «Искусство» за 1940 год статью Марка Неймана «Заметки о скульптурном портрете», в которой анализировалась выставка, посвященная 60-летию Сталина. Три строки в ней были отведены представленному на выставке скульптурному портрету Полины Осипенко: «Недоумение вызывает бюст П.Д. Осипенко работы А. Златовратского. Я долго размышлял о том, какой смысл имеет голова, положенная на гипсовое основание, как на тарелку. Наивное решение!»
Иллюстрации этого портрета в журнале нет, но, судя по описанию, речь идет именно об экспонате, сберегающемся в Киевской национальной картинной галерее. «Хотя критик, – подчеркивает Александра Шпетная, – и называет портретную голову бюстом, но он указывает на необычное композиционное решение, собственно, и вызвавшее его недоумение: голова, положенная на плоское гипсовое основание». И далее Александра Дмитриевна особо подчеркнула, что «ассоциация с головой на тарелке, упомянутой критиком, – как голова Иоанна Крестителя на блюде, в то время, да еще после гибели Полины Осипенко, была, конечно, слишком опасной аллюзией. Скульптура больше никогда и нигде не выставлялась. В фонды нашего музея, вероятно, «подальше от греха» она поступила в 1946 году».
Ну, а что скульптор? Отразилась на его творчестве голова, скажем так, летчицы Полины, напоминающая положенную на блюдо голову Иоанна Крестителя?
Вроде бы, нет: Александр Златовратский благополучно пережил сталинское безвременье: умер в 1960 году в возрасте 82 лет.
Владимир ШАК
Полина Осипенко, мраморный портрет из Киевской национальной картинной галереи, фото Игоря Савицкого
Памятник Полине Осипенко в Бердянске
Полина Осипенко, фрагмент памятника
“Иродиада”, картина Ивана Крамского
Голова Иоанна Крестителя, фрагмент картины Крамского
Девушка из березы (1925), работа Александра Златовратского
Отец скульптора Николай Златовратский (был писателем), работа Александра Златовратского