Из истории известно, что первый советский трактор был создан осенью 1923 года в Запорожье – на Кичкасе, в частности, а затем его производство освоили в Токмаке. У запорожского трактора, который, кстати, работал исключительно на нефти, и имя было соответственное – «Запорожець». Всего их было выпущено около 500 штук [в Токмаке один «Запорожець» – его точная копия, сохраняется в качестве памятника]. Первым же советским массовым трактором стал «Фордзон-Путиловец», работавший на керосине. Или, как его называли в народе, – Федор Петрович. Выпускался он в 1924–1932 годах на заводе «Красный Путиловец» в Ленинграде по лицензии американской компании Форд. Для копирования была избрана модель Fordson-F. А само копирование произошло следующим образом: совдеповские кулибины полностью разобрали шесть новых штатовский тракторов – до последнего винтика, и тщательно обмерили все детали. Размеры из принятой тогда в Америке дюймовой системе перевели в аршины и сажени (шучу) и перенесли все измеренное на чертежи. А затем, испытав детали на твердость и, проведя их химический анализ, подобрали соответствующие материалы и определили технологию производства. Американцы потом, когда завод стал получать из США некоторые детали, удивлялись: все без исключения детали были полностью взаимозаменяемыми.
В 1931 году в СССР был выпущен двадцатипятитысячный Федор Петрович. Ну, а первые трактора «Фордзон-Путиловец» выкатились из ворот завода 1 мая 1924 года. Машины сразу же направили в испытательные пробеги. Сначала – в пределах Ленинградской области, а в июле – по стране. За 1924 год было изготовлено 74 советских «Фордзона», а за 1925 год – 422.
Казалось бы, к Запорожью первые путиловские «Фордзоны» не имеют никакого отношения – где тот Ленинград, а где Запорожье славное. Однако фото из Государственного центрального музея современной истории России свидетельствует об ином: в 1924 году один из первых Федоров Петровичей проходил испытания… на Запорожье – в селе Акимовка Мелитопольского округа [теперь это поселок Акимовка, бывший районный центр, к слову, укрупненного Мелитопольского района Запорожской области]. В музейном каталоге этот небольшой, размером 6,5 на 8,5 сантиметра снимок поименован так: «Испытание трактора «Фордзон-Путиловский» на пахоте на сельскохозяйственной станции в селе Акимовка. УССР, Мелитопольский округ, 1924 год».
Что сразу бросается в глаза при рассматривании фото: шипы, которыми оснащены задние – большие, колеса Федора Петровича, чтобы трактор в грунте не увязал. Потом советский «Фордзон» доработают и шипы заменят специальными лопатками – как на колесных пароходах. Только, конечно же, много меньшими. С лопатками «Фордзон-Путилевец» и известен по многочисленным, дошедших до нас, фотографиям. А мы теперь имеем снимок «Фордзона» с шипами. Обращает на себя внимание также жест одного из стоящих за трактором – он поднял руку как судья на соревнованиях по легкой атлетике. В связи с этим я подумал, что за спиной у фотографа может находиться… еще один трактор, а сам фотограф уловил момент начала соревнований на скорость вспашки. Что это был за трактор – «Запорожець» или второй «Фордзон», узнать нам, увы, не суждено. Между прочим, на поле, на вспашке на скорость десятины земли – это чуть больше гектара, «Запорожець» опережал Федора Петровича: это экспериментально установленный факт.