Во время игры дети узнают о свойствах предметов и их назначении, экспериментируют, фантазируют и примеряют социальные роли. А что, если мальчик играет с куклами, а девочка — с машинками? Не навредит ли это ребенку? Попробуем разобраться!
Родители боятся, что их дитя начнет играть с игрушками, предназначенными малышам противоположного пола, потому что:
- девочка вырастет мужеподобной разбышакой, а мальчик — женственным и эмоциональным;
- в зрелом возрасте ребенок сменит пол и ориентацию;
- увлечения и интересы малыша будут противоречить общественным гендерным стандартам и подвергнутся осуждению.
А что на самом деле?
Игра с куклой помогает:
- выработать эмпатию, ответственн
ость: игрушечный пупс, как новорожденный, требует внимания. Кроха учится заботиться о «почти живом существе» — купает его, кормит, укладывает спать и катает в коляске;
- понять суть человеческих, семейных взаимоотношений через сюжетно-ролевое построение игры: малыш примеряет гендерные роли друга, отца, защитника слабых, брата, мамы, сестры, имитирует множество моделей поведения и воссоздает жизненные ситуации;
- научиться считать, различать цвета, размеры, формы, материалы;
- развить коммуникативные навыки: ребенок задает кукле вопросы, делится мыслями и секретами, ведет диалог;
- формировать творческие задатки и фантазию: кукле можно шить наряды, создавать аксессуары, готовить, придумывать сказки на ночь или выдумать уникальную биографию;
- изучить строение человеческого тела и познать собственное;
- увидеть красоту и научиться ухаживать за собой.
В ходе игры ребенок постепенно социализируется и учится строить гармоничные отношения с людьми.
Игра с машинками:
- формирует пространственно-образное мышление: юный джентльмен или маленькая леди учатся определять расположение вещей в пространстве — что находится спереди, сзади, по сторонам, вокруг и каково примерное расстояние до этих объектов;
- развивает скорость реакции, внимание, ситуационное и логическое мышление: ребенок учится анализировать ситуацию, мгновенно принимать решения и координировать движения (направление, скорость), чтобы обойти преграду;
- помогает выучить цвета, счет, правила движения и поведения на дороге, в транспорте;
- развивает речь и фантазию: малыш подражает звукам реальной машины, воссоздает разговоры пассажиров, водителя, придумывает реплики непосредственно транспортному средству. При этом происходит примерка ролей ранее обозначенных персонажей и проигрывание ситуаций из жизни;
- формирует творческие способности и улучшает мелкую моторику: ребенок может нарисовать собственную дорогу, смастерить трек, гараж, машинку из конструктора, разрисовать модельку машины или «тюнинговать» ее;
- учит классифицировать объекты, воспринимать их зрительно и сенсорно, сравнивать и различать их свойства, функции: легковые и грузовые авто; КИА или КАМАЗ; скорая, гоночная и полицейская; маленький и большой; быстрый и медленный; модельки и реальные авто; деревянный, пластиковый или железный;
- обеспечивает эмоциональную разрядку: чтобы заставить авто ехать, нужно самому постоянно быть в движении;
- влияет на общее развитие: можно познакомить дитя с частями авто (руль, двигатель, выхлопная труба) и их назначением.
Игрушки не влияют на гендерную самоидентификацию, ориентацию, женственность или мужественность киндера: эти аспекты формируются при взаимодействии малыша с социумом и семьей.
Мнение других людей не должно стоять выше интересов ребенка. Ругать и стыдить дитя за его увлечения — наносить несформировавшейся психике урон, что приведет к:
- появлению комплексов;
- проживанию чужой жизни и подавлению собственных желаний;
- ощущению беззащитности, отсутствия любви.
Нормально то, что девочка играет с машинкой, а мальчик — с куклами. Разве вашему отцу было позорно кормить вас, возить в коляске или менять памперсы, а вашей маме — водить машину?
Запрещая играть с определенной игрушкой, вы ограничиваете чадо в познании мира, тормозите его развитие, формирование необходимых для жизни навыков и способностей.
Критерии хорошей игрушки:
- подходит по возрасту и согласуется с интересами ребенка;
- не несет в себе аморального и безобразного;
- безопасна;
- способна развить разум, дух, тело и эмоции.