В 1838 году, по инициативе генерал-губернатора Михаила Воронцова, на Бердянской косе, в 600 метрах от ее края, был построено маяк, который ныне мореходам известен, как Бердянский Нижний.
Строительные работы на косе, как донесла до наших дней История, вел керченский купец Карло Томазини, а контролировал его подпоручик Ласкин. В навигацию 1838 года выбеленная восьмиугольная башня, с красным поясом посредине, впервые предстала в рабочем состоянии перед мореплавателями.
Маяк был оснащен восемью керосиновыми лампами с рефлекторами.
В 1883 году его перевели на электрическое освещение.
К слову заметить, в 1883 году из пяти тысяч маяков, работавших на земном шаре, только 14 имели электрическое освещение. Из них в Российской империи два – в Одессе и в Бердянске.
В начале двадцатого века – в годы гражданской войны, маяк на косе пришел в запустение. Восстановили его в 1923 году.
Новый удар по Нижнебердянскому маяку нанесла Великая Отечественная война: он был поврежден. Впервые после войны маяк «дал свет» в 1947 году, а полностью восстановили его в 1956 году.
Таким образом, выкрашенная в бело-красный цвет 23-метровая башня вот уже 180 лет служит путеводной звездой не только кораблям, проходящим мимо Бердянской косы и спешащим в Бердянский порт, но и является визитной карточкой гостеприимного приморского города – любимого города-курорта запорожцев.
Получается, что поэт Владимир Маяковский, который, как он сам о себе заявлял, был родом из козаков-сечевиков, был не совсем прав, уверяя, что «светить всегда, светить везде» – лозунг его и солнца.
Нижнебердянского маяка – тоже. 180 лет света подтверждают.
***
В 2009 году Укрпочта выпустила блок почтовых марок «Маяки Украины». Он состоял из шести марок, на которых изображены маяки: «Киз-Аульский маяк», «Маяк Лупаровский Передний», «Маяк Ялтинский», «Маяк Воронцовский», «Маяк Сарыч» и «Маяк Бердянский Нижний».
Тираж блока – 80 000.
И еще любопытный факт: сегодня Нижний Бердянский маяк имеет свою страницу в соцсетях.
*
Фото разных лет из открытых Интернет-источников