Были времена
Лодки, моторы, люди и волны
Яркая, насыщенная, полноценная жизнь – прекрасная штука, в том числе и благодаря победам в сложных условиях на многочисленных соревнованиях.
Так что запорожским ветеранам водно-моторникам есть что вспомнить, а нынешнему поколению земляков узнать немало интересного из истории этого вида спорта.
На гребне триумфа
Почти сорок лет назад в популярной областной молодежке «Комсомолець Запоріжжя» были опубликованы два очерка о мастерах водно-моторного спорта, прославивших Запорожье на весь Советский Союз.
Именно тогда, в марте 1984-го, в поисках приключений и, конечно же, ради интересного читателю материала, журналист издания отправился в экспедицию на далекое Онежское озеро. В итоге не только познакомился с суровым приполярным краем, но и стал свидетелем уверенных выступлений запорожской команды. Спортсмены заняли в командном зачете почетное шестое место во Всесоюзной крейсерской гонке, параллельно собрав немало индивидуальных наград в различных классах гонок.
– Было очень интересно наблюдать как спокойно, уверенно, «без фантазий» ребята ремонтировали свои изрядно потрепанные, после путешествия к месту назначения в товарном вагоне, лодки, – писал тогда в своем материале Юрий Акимов. – До старта соревнований оставалось пару дней, в течение которых парни готовили «борта» к гонкам: клеили, шлифовали, щедро обмазывали днища графитовой смазкой… А вокруг дивной красотой шумел величественный, душистый и щедрый северный лес с грибами и ягодами.
Гонка начнется в пять утра, будет сложной и долгой и для людей, и для лодок. Опытные спортсмены знают: не каждый выдержит сопротивление крутой волны Онеги… Но запорожцы смогли, выдержали, преодолели, вернулись домой гордые и счастливые.
Да, шестое место было вне пьедестала, однако в масштабах Союза в крутом мужском споре с друзьями-коллегами из Москвы и Конаково, Тарту и Ростова, Куйбышева и Тольятти, Кемерово и Уфы, Таллинна и Ленинграда – это был успех!
Особняком, конечно, стоит победа добытая под Петрозаводском в крейсерской гонке на 300 километров. Выступавший в классе «1000» экипаж в составе Геннадия Вдовытченко и Виктора Павленко обошел в тот день на своем Viking’е два десятка соперников.
Та гонка, экспедиция в целом, потом не один раз будет разобрана по «косточкам» в мужской компании, в боксах на родном причале, приютившемся на берегу Днепра, реке, которая с детства манила ребят.
Юношеская любовь к лодкам и скорости, водной глади реки и красоте окружающей природы станет увлечением на всю жизнь для Геннадия и его друзей – Виталия Беккера, Виктора Павленко, Геннадия Рыбакова, Евгения Лысенко, Тараса Ганзюка, Михаила Агафонова, Бориса Светличного. Выросшие на Павло-Кичкасе, парни практически все свое свободное время летом проводили на берегу, а зимой неустанно «перебирали» двигатели и готовили лодки к сезону.
Обычные «моторки», а по-научному – суда народного потребления, постепенно стали фундаментом нового увлечения, военно-прикладного вида спорта. Дешевый бензин по цене [страшно сказать!] от десяти до 20-ти копеек за литр, возможность самостоятельно построить лодку и выйти на старт далекого плавания – о чем еще можно было мечтать в годы бурной юности? Романтика!
Летопись славной истории
Запорожскую секцию водно-моторного спорта при областном отделении ДОСААФ создали в середине 70-х годов прошлого века. Объединила она до трех десятков владельцев моторных лодок – как фабричного производства, так и самостоятельной постройки. Среди наиболее активных – Михаил Горб, Геннадий Ушаков, Александр Бабайцев, супруги Борис и Лилия Муравьевы.
Первым серьезным испытанием людей, лодок и двигателей стал водно-моторный переход организованный в 1978 года из Запорожья в Ленинград. Общий маршрут, проложенный в обход Крыма, составил девяти тысяч километров. В следующем сезоне флотилия из семи моторок [шесть «Крымов», одна «Казанка»] участвовала в гонке-марафоне «Львовская весна-79», пройдя 4500 километров по маршруту Запорожье – Киев – Брест – Мозырь – Пинск [туда и обратно]. Спустя еще год спортсмены-лодочники, преодолев 7500 километров, дошли до Уфы, где приняли участие в спортивном празднике «Звездный-80», посвященном Московской Олимпиаде.
Накопив сноровки и опыта, запорожцы отважились на участие в серьезных соревнованиях. Наиболее престижными считались ежегодные Всесоюзные чемпионаты по водно-моторному спорту и гонки на призы журнала «Катера и яхты».
Состязались в четырех основных классах [в зависимости от объема лодочных двигателей]: 350 «кубиков», 500, 700, 1000. В пятом классе гонялись суда самостоятельной постройки. Запорожская команда выезжала на эти соревнования не менее двух раз в год в течение десяти лет. Сильнейшими лодочниками страны тогда считались представители Латвии, Эстонии и Уфы. Наши ребята составляли им серьезную конкуренцию, пять лет подряд [1986-1990] занимая на чемпионатах Союза первые места во всех классах двигателей.
В 1991-м на последнем всесоюзном первенстве запорожцы заняли второе общекомандное место. Благодаря авторитету запорожских лодочников, Днепр дважды [1987 и 1989 г.г.] становился местом проведения чемпионатом Союза по водно-моторному спорту [соревнования проходили в районе Великого Луга].
И еще интересный факт. Запорожец Виталий Беккер, гонявший на лодке «Неман-2» в классе 500, становился первым в этом самом массовом классе двигателей четыре раза подряд [1986-1989 г.г.] Популярный журнал «Катера и яхты» включил его тогда в список лучших гонщиков страны. Как вспоминает сегодня ветеран водно-моторного спорта Геннадий Вдовытченко, максимальная скорость, которую удалось зафиксировать во время одной из гонок на тахометре «Немана», составила 67 км в час.
Печальный день сегодняшний
Безусловно, твердая рука партии зримо вела энтузиастов через Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту [ДОСААФ] и многочисленные комитеты комсомола. Помогали тогда энтузиастам всем необходимым: деньгами, бензином, запчастями, провизией. Взамен они привозили кубки, дипломы, грамоты. Благодаря стабильным успехам, запорожских водно-моторников хорошо знали в Москве, а, значит, в Украину летели депеши: местные вожди уделяют должное внимание молодежи! И молодежь отвечала взаимностью.
– Конечно, у нас были свои секреты по строительству лодок, усовершенствованию двигателей, топливных баков. Мы учитывали вес гонщика и механика, знали все нюансы управления, были необычайно увлечены этим делом, – вспоминает Геннадий Вдовытченко. – Для меня это вообще – праздник и память на всю жизнь. До сих пор даже во сне иногда вижу гонки, хотя с 1991 года, когда вся структура в масштабах СССР развалилась, прошло уже без малого тридцать лет.
С распадом Союза приказал долго жить ДОСААФ, вождям которого досталось немалое наследство в виде помещений и техники. До 2009 года правопреемник – Общество содействия обороне Украины в Запорожской области, помогало таким же энтузиастам, какими некогда были Вдовытченко, Максим и Дмитрий Соколы – с участием в соревнованиях. Ребята, кстати, на тот момент успешно продолжали дело предшественников – Максим был 12-кратным чемпионом Украины и двукратным чемпионом России. Но затем, по непонятной причине, ОСОУ отказалось финансировать спортсменов. Тренировочная база, кстати, как и множество других объектов, зданий, помещений, до сих пор удачно сдается в аренду, а значит – приносит неплохой доход.
Жаль, но местные чиновники от спорта, да и в целом – нынешнее руководство государства, развивать военно-прикладные виды уже давно не стремятся, хотя интерес к технике у нынешней молодежи по-прежнему есть, и немалый. О чем говорить, когда даже на региональном сайте ОСОУ львиную долю места занимают красочные поздравления с пожеланиями, а не новости об успехах спортсменов и реальной работе с молодежью. И, кстати, ни слова там не найдешь о былых успехах легендарных запорожских водно-моторников.
– Грустно наблюдать все то, что происходит не только с точки зрения будущего, – делится Геннадий Вдовытченко. – Печально, что не осталось следов прошлого! Зашел как-то в бывшее здание Центрального областного отделения ДОСААФ, что по улице Якова Новицкого… Нет ни кубков, ни фотографий, ни отчетов с соревнований – ничего! Словно и не гонялись мы под флагом Запорожской области, не занимали места на пьедестале почета, как будто и не было наших успехов…
Безусловно, обидно и Геннадию Михайловичу, и его друзьям, ведь гонки в те далекие уже времена были частью их полноценной, полной приключений и скорости жизни. И наверняка не лишней стала бы экспозиция трофеев запорожских лодочников в Музее истории запорожского спорта, который вроде бы планируют открыть в областном центре нынешние городские власти.
…Один их тех триумфаторов 80-х, Виталий Беккер, к сожалению, из-за болезни потерял зрение, но с любимой лодкой и водой не расстается: живет на берегу Днепровского залива, в Ульяновке, к воде спускается, ориентируясь благодаря натянутой леске. А как иначе? Вода, лодки – это ведь с детства и на всю жизнь. В боксе по-прежнему стоит верный гоночный друг – тот самый быстрый-пребыстрый «Неман-2».
Игорь ПАВЛЕНКО,
фото Юрия ГАЕВА