Немного личное
Как я чуть не стал учителем
Дело было давно, но не давнее, однако, жизни: проработав после армии – в начале восьмидесятых годов минувшего столетия, чуть больше года в леспромхозе, где мне предложили невероятно ответственную и столь же невероятно интересную должность (шучу, конечно) обрубщика сучьев, я решил записаться на учебу в университет – на подготовительное отделение юридического факультета. Профессия юриста была востребована во все времена, а у меня имелось намерение с дипломом юрфака пойти на службу в милицию – следователем. Объясню, что такое подготовительное отделение или рабфак, как его называли в обиходе: это был особый факультет, куда принимали исключительно по рекомендации с производства. Или по направлению из армии. Рабфаковцы учились зиму и весну – готовились к поступлению в вуз, то есть, получая стипендию, а в начале лета сдавали экзамены, по результатам которых зачислялись на первый курс – вне конкурса.
На рабфак и я тогда попытался поступить, что обычно не составляло труда – если были правильно оформлены рекомендательные документы, включая выписку из решения общего собрания коллектива о направлении своего представителя на учебу. Не составляло труда поступать на все факультеты, кроме… юридического, куда в тот год подали заявления 65 человек. А брали только 15. Устроили экзамены: по истории и языку – диктант. Плюс – собеседование. По итогам экзаменов отобрали 20 претендентов на учебу. Я вошел в этот список. А потом, не дожидаясь собеседования, забрал документы – передумал учиться на юрфаке. Передумал и все. Но, прежде, чем уйти, задержался в коридоре возле какого-то кабинета: собирался с мыслями. И тут открывается дверь кабинета и молодая женщина с лучистой улыбкой, обращаясь ко мне, предлагает:
– Вы к нам? Тогда заходите.
Я зашел. Оказалась, улыбчивая женщина набирала людей на подготовительное отделение исторического факультета.
– У вас документы в порядке? – спросила она.
Я кивнул и протянул свое тонёхонькое личное дело: направление, характеристику, аттестат, что-то еще… медицинскую справку, вот что, и справку с места работы. Моя визави погрузилась в изучение бумаг, которые у меня были… фальшивыми: из леспромхоза можно было поступить только на рабфак лесотехнического вуза – такой порядок существовал. А меня лестех совершенно не интересовал, и мой отец, а его знали и уважали у нас в селе, попросил своего знакомого – начальника строительной организации, чтобы тот оформил на меня поддельные документы – как на своего рабочего. С этой липой я и прибыл в университет. И не был, что характерно, разоблачен. К слову, разоблачить можно было по трудовой книжке, например, где указывалось место работы, но она не требовалась: достаточно было справки с места работы. Мне ее и выдали в строительной организации – как плотнику второго разряда. Наверное, мне нужно было сказать, что я потерял интерес к рабфаку, но я промолчал и улыбчивая хозяйка кабинета, испросив предварительно разрешение, чем окончательно расположила меня к себе, задала несколько вопросов – проэкзаменовала по истории. И объявила мне:
– С удовольствием зачисляю вас на учебу!
Я попытался было возразить, но моя экзаменаторша вдруг попросила:
– Подождите здесь, я сейчас позвоню декану.
И вышла из кабинета.
Ждал я минут десять, после чего мне предложили отправиться в соседний учебный корпус, в деканат исторического факультета, где меня уже ждут. Ждал декан – холеный мужчина лет за сорок. Общались мы с ним не долго. Он что-то расспрашивал – об армейской службе, на что я отвечал конкретно и по сути, и о моей работе в строительной организации. Пришлось сочинять – благо, даром сочинительства я обладал с детства – лет с одиннадцати писал рассказы об индейцах и пиратах. Декан с интересом выслушал, как я в сельской местности в мороз и в зной плотничаю, не подозревая, что представление о работе плотника у меня начиналось с фамилии Плотник: один друг моего детства носил ее. При том, что отец у него был водителем, а мать – продавцом: никто в семье, то есть, не плотничал. На этой же фамилии мое знакомство с работой плотника и заканчивалось.
– В понедельник выходите на занятия! – объявил мне декан, удовлетворившись, видимо, моими пояснениями.
– Как на занятия? – опешил я.
– Есть возможность зачислить вас, несмотря на то, что уже идет учебный процесс, на первый курс вечернего отделения – без учебы на рабфаке. Очень уж за вас просит наша преподавательница.
И декан назвал ту самую улыбчивую женщину, экзаменовавшую меня. Мне также было обещано, что очень скоро меня переведут на дневное отделение.
– Могу я подумать? – полюбопытствовал я.
– Думайте, но не упустите шанс стать учителем!
И я, забрав документы, ушел.
Навсегда.
Не то, чтобы меня не интересовала история: я учителем себя не видел. А всех причастных к этой непростой и совершенно необходимой профессии с праздником –
с Днем работников образования!
Удачи и выдержки!