Как запорожец стал хозяином группы «Битлз»

Как запорожец стал хозяином группы «Битлз»

Когда ведущие газеты Англии – в декабре 1998 года, сообщили о смерти сэра Лью Грейда, до последних дней жизни остававшегося ведущей фигурой в британском шоу-бизнесе, их читатели с удивлением узнали, что родился он… в небольшом городке, являющемся ныне районным центром Запорожской области.

Мне не удалось выяснить, откуда перебралась в запорожский город Токмак семья Льва Виноградского [такие имя и фамилия были вписаны в метрику будущего рыцаря Лью Грейда]. И чем занимались его родители – Ольга [Голда] и Исаак, я тоже не узнал. Вроде бы, старший Виноградский был портным. И в Токмаке имел собственный домик, в котором и родился 25 декабря 1906 года его сын Лев [всего у Исаака и Ольги было трое сыновей]. А вот английский период жизни токмачан Виноградских [на британские острова, к слову, семья переехала из Украины в 1912 году] освещен в прессе значительно полнее. Не в украинской, правда, а в англоязычной. В частности, лично я многие любопытные факты из биографии будущего английского рыцаря, образного говоря, с украинским акцентом, удостоенного, к тому же, кроме рыцарского звания еще и титула лорда, выудил из влиятельной газеты «Индепендент», поместившей – в декабре 1998 года, после смерти сэра Лью Грейда, пожалуй, самую подробную статью о нем.

*

Первые два года пребывания в Англии Виноградские жили в арендуемых комнатах в районе Ист-Энд Лондона. Сыновья Исаака посещали местную гимназию, подавляющее большинство учащихся которой говорили на идиш. У Льва была феноменальная память, позволившая ему легко освоить англий-ский язык, хотя лет до восьми родным ему оставался русский. А еще он обладал исключительными математическими способностями и не однажды добивался права на получение специальной стипендии, которую ему, увы, ни разу и не выдали – Виноградские не были английскими гражданами. Отец его так и умер без паспорта.

Из гимназии одаренный подросток ушел в 14 лет на фирму к Виноградскому-старшему, торговавшему одеждой. Торговля тряпками, однако, скоро надоела и он занялся танцами. А накануне своего двадцатилетия Лев, сменивший длинную фамилию Виноградский на короткую Град [Grad], а имя Лев на Лью, выигрывает в королевском Альберт-Холле чемпионат по чарльстону и получает контракт на танцы в кабаре с еженедельной оплатой в 50 фунтов стерлингов – приличные деньги по тому времени.

В течение нескольких последующих лет Лью Град продолжает карьеру танцовщика. Причем не только в Лондоне, но и в Париже. Высоко оцененный парижской публикой за особое мастерство танца, Лью возвращается в Англию… Грейдом. Газета «Пари-миди», описывая его выступление, тиснула фамилию танцора на французский манер: с буквой «е» в конце – не Crad, а Grade.

Занятия танцами Лью прекратил после того, как травмировал – выполняя хитрый трюк, колено. Однако и в шестьдесят лет, находясь в серьезной компании, мог запросто запрыгнуть на стол и оживить присутствующих зажигательным чарльстоном. Не выпуская при этом из рук огромную кубинскую сигару, многие десятилетия везде и всегда сопровождавшую Мастера.

Привезя из континентальной Европы массу впечатлений и идей, Лью Грейд вместе со своим другом Джо Коллинзом [отцом известной английской актрисы Джоан Коллинз] посвящает себя поискам и продвижению к публике талантов. Одними из первых его клиентов становятся гений губной гармошки Ларри Адлер и джазмен-гитарист Джанга Рейнхардт.

В течение двух лет Лью служит в армии, занимаясь в основном организацией шоу для военнослужащих, а после демобилизации в 1942 году [по причине давней травмы] женится на красавице танцовщице Кэтлин Муди, от чего мать Лью приходит в ярость – в жены-то выбрана была не еврейская девушка, и даже отказывается прийти на свадьбу. Как бы отец оценил поступок сына, неизвестно – он умер в 1935 году.

Примерно в это же время Лью уходит от Коллинза к младшему брату Лесли в театральное агентство, а в начале 50-х, оценив возможности зарождающегося телевидения, весь свой капитал вкладывает в акции «Ассошиэйтед ТелеВижин Корпорейшн» [АТВ] и на два десятка лет занимает в английском коммерческом телевидении господствующее положение, запустив сначала несколько мыльных опер [первая из них – «Перекресток», не сходила с экрана 24 года], а потом и «Маппет-шоу», проданное в 112 стран мира. А за сериал «Иисус из Назарета» Лью Грейд, выступавший в роли продюсера фильма, удостоился аудиенции самого Папы Римского Иоанна Павла Второго, пожаловавшего ему орден Святого Сильвестра со звездой – самую высокую награду, которой Ватикан может отметить не католика.

В Англии заслуги уроженца Токмака тоже были отмечены по самому высокому разряду: в 1969 году он принимает посвящение в рыцари, а в 1976-м становится пожизненным пэром и получает титул лорда Элстрийского.

Тут бы можно было и точку в повествовании поставить и, налив рюмку водки, помянуть славного сэра Лью Грейда [покопайтесь в памяти, кто еще из запорожцев производился в английские рыцари?], но у меня в запасе еще одна история имеется – о том,

как пересеклись пути-дороги сэра Грейда с группой «Битлз»

В одном из своих пространных интервью сэр Пол Маккартни [получивший рыцарское звание, между прочим, на 29 лет позже, нежели Лью Грейд] рассуждал: в Ливерпуле, мол, пребывая, мы с Джоном Ленноном ничего не знали об авторских правах. “Мы думали, что песни – это нечто витающее в воздухе и что они принадлежат всем. Мы продолжали так думать и когда познакомились с нашим первым издателем Диком Джеймсом. Он сказал: “Входите. Садитесь. Ну, что скажете? Посидите здесь”. Так и была заключена эта сделка. А в марте 1969 года, когда у меня был медовый месяц, Дик Джеймс продавал наши песни, пока нас не было в городе. Вернувшись, мы воскликнули: “Дик! На это ты не имеешь никакого права!” А он ответил: “Хотите, поспорим?” И он был прав. Вот так и обстояло дело. Права были проданы, они стали товаром. Потом их купил Лью Грейд, глава АТВ. Так мы с Джоном Ленноном потеряли права на многие из наших песен. И Джордж Харрисон – тоже”.

Именно в марте 1969 года компания «Норзерн Сонгз», владевшая всеми правами на музыкальное наследие «Битлз», обрела нового акционера. Сэр Лью Грейд из АТВ [«Ассошиэйтед ТелеВижн Корпорейшн»], владевший тремя процентами акций «Норзерн Сонгз», приобрел у двух других учредителей компании [Дика Джеймса, о котором рассуждал в своем интервью Пол Маккартни, и Чарльза Сильвера] еще 32 процента акций компании. В итоге доля АТВ во владении песенным архивом «Битлз» достигла 35-ти процентов и превысила пакет [30-процентный], находившийся в руках самих «битлов». В течение пяти месяцев «ливерпульская четверка» пыталась отвоевать «Норзерн Сонгз», но, увы, ничего у нее не вышло: в сентябре АТВ сэра Лью Грейда докупила еще 19 процентов акций – и «Битлз» окончательно утратили контроль над своими песнями. Забегая вперед, добавлю: в 1985 году издательский каталог АТВ, основу которого составляли композиции «Битлз», приобрел Майкл Джексон.

Как можно предположить, Лью Грейд давно ждал удобного случая, чтобы стать хозяином «Битлз» [по данным аудиторской компании «Артур Янг», в 1968 году группа заработала в общей сложности 154 миллиона долларов. Деньги и привлекали в первую очередь Грейда, как они привлекают любого разумного бизнесмена]. Однако без борьбы это сделать не удалось: возмущенные коварством Дика Джеймса, Леннон и Маккартни меньше всего хотели, чтобы право на их песни перешло к Лью Грейду. Они однажды даже пригрозили, что, если будут терять деньги от своих акций, вообще прекратят писать песни. Грейд, по-видимому, не обратил на эту угрозу никакого внимания, он всегда подчеркивал, что песни «битлов» – это не только творческая деятельность, но и важная часть их доходов.

А тут еще Джон Леннон в запале брякнул в адрес консорциума инвестиционных компаний Сити, владевших 19-ю процентами акций: не желаю, дескать, чтобы меня надували люди в пиджаках, сидящие в Сити на своих толстых задницах. Консорциум моментально перешел на сторону АТВ и продал ей свои акции. Сэр Грейд из скромного города Токмака победил. С того момента главная часть доходов от всех песен, написанных Ленноном и Маккартни, включая Yesterday, должна была поступать… уроженцу Токмака Льву Виноградскому.

После того, как у Лью Грейда возникли недоразумения с Полом Маккартни [по поводу прав на часть творчества «Битлз» жены Пола Линды как композитора], чтобы уладить конфликт, Пол снялся для Грея в часовом фильме «Джеймс Пол Маккартни» и отозвался потом об их совместной работе так: “Этот Лью по-настоящему хороший человек”.

Могила Лью Грейда (место рождения — Токмак)

(Visited 220 times, 1 visits today)
Оставить комментарий

Отправить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *