Бывший капитан ВВС СССР, запорожец Александр Безгрешный в дальней авиации, в должности оператора радиоэлектронной борьбы, отслужил 26 лет. Трижды, как сам уточнил, «ходил» на Китай – для забора воздуха после атомных взрывов, осуществленных китайцами, и многожды – в Тихий и Ледовитый океаны, где экипаж его стратегического бомбардировщика-ракетоносца Ту-95К охотился за американскими авианосцами. Мне же Александр Иванович однажды рассказал о чрезвычайных происшествиях в воздухе, свидетелем которых он стал.
Кстати, кто наблюдал в небе 95-ю «тушку» – эту 46-метровую крылатую махину, а особенно – ее ревущий взлет и проход над тобой, согласится с моими впечатлениями: зрелище – не для слабонервных. Я эти самолеты видел, когда жил на Дальнем Востоке, где в свое время базировались три полка морской авиации. По слухам, в случае войны, каждый из этих полков [а на вооружении у них имелись и бомбардировщики Ту-95] обязан был уничтожить один американский авианосец – из тех, которые постоянно пребывали в Тихом океане. Это были, если мне не изменяет память, авианосцы «Энтерпрайз», «Нимиц» и «Мидуэй». Огромный снимок одного из этих авианосцев я видел в штабе такого полка. При этом сопровождавший меня офицер гордо объявил: наши, мол, летчики сняли его с 300 метров. Может быть, врал)
Однако пора выслушать капитана ВВС Александра Безгрешного. Как он сам объяснил, его задача в полете заключалась в поиске и фиксации работы всех радиостанций – на земле, в небесах, на воде. А экипаж Ту-95К состоял из девяти человек, которые в полет уходили… трудно в это поверить! – на 32 часа 30 минут, забираясь из Семипалатинска, где в 42-х километрах от Семипалатинского ядерного полигона базировалась авиачасть запорожца, до Канады и Америки – через Северный полюс.
– В конце декабря 1973 года, точнее – 23-го числа, – начал рассказ об аномалиях в воздухе Александр Иванович, – мы летели в районе Новой Земли. Командиром был майор Белов – из наших, из запорожцев. Настоящий офицер и настоящий командир! Глубокая ночь за бортом. И тут штурман докладывает: “Слева появился непонятный объект. Удаление – два километра”.
– Как выглядел он?
– Обычный прямоугольник напоминал. Длина его была – 50 метров, высота – четыре, ширина – метров семь. Мы даже грани видели отчетливо. Шел объект параллельно нашему курсу
– А цвет какой?
– Металл остывающий видели? Темно-желтый цвет имел наш спутник.
– Выходит, рядом с вами летел огромный кусок металла прямоугольной формы?
– Точно так! Естественно, все сразу к иллюминатору прильнули – рассматривать стали диковину летающую.
– О ее появлении сообщили на землю?
– Нет, но запись в бортжурнале сделали: обнаружили, дескать, в такое-то время неопознанный объект такой-то формы.
– Долго он вас сопровождал?
– Семь минут. После чего, безо всякого маневра, резко отвернув влево, моментально исчез. Развив огромную скорость.
– На какой высоте рассказанное вами случилось?
– Шли мы по международной линии на высоте 11250 метров на скорости 820 километров в час.
– Интересны ваши ощущения, Александр Иванович.
– Любопытство охватило всех!
– А это не обман зрения был?
– Одного зрение может обмануть – согласен. Но в самолете находились девять человек! И все следили за полетом объекта. В бортжурнале нарисовали, как он выглядел.
– И какая реакция на земле последовала на ваш доклад?
– Старший штурман дивизиона был категоричен: “Забудьте о том, что видели НЛО!” Но ведь он был! – пытаюсь возражать. “Считай, что ты о нем мне не докладывал!” – завершил дискуссию штурман.
*
– Года через два, – после недолгого раздумья собрался с мыслями мой собеседник, – я служил в экипаже, которым командовал офицер по фамилии Некрасов. Прекрасный летчик и очень порядочный человек! Возвращались однажды с очередного задания – тоже глубокой ночью, и вдруг с кормы сообщение радиста получаем: “Слева нас догоняет непонятный шар”. И точно: наш самолет догнал странный объект и пошел с нами параллельным курсом. Будто присматриваясь невидимыми глазами и прислушиваясь невидимыми ушами. Ничего же на шаре не выделялось: ни иллюминаторы, ни антенны! Ровную поверхность наблюдали мы.
– Большой шар был и как далеко от вас он находился?
– Диаметр объекта – около 20 метров, цвет – серый. Расстояние до него – километра полтора. И командир предлагает: “Давайте ближе подойдем!” Ну и взял чуть влево. Что потом произошло – мы толком не поняли: словно бы ощетинился шар, что ли – увеличился в размере… вроде как щитки открыл. И в этот момент нас охватил невероятный, неописуемый страх! Прямо-таки пригибало всех от него… Вы понимаете, со многим в полете сталкиваться пришлось за годы службы – даже пожар пережил. Неприятно тогда было – факт, но страха такого, как при встрече с шаром, ужаса, парализующего рассудок, я не испытывал никогда в жизни. И никому не советую такое испытать.
– Шар как повел себя после вашего маневра?
– Ушел! Как растворился в ночи.
– Зафиксировали в бортжурнале его появление?
– Не стали, раз на земле нам упоминать об НЛО запретили.
– О чем-то подобном от других летчиков слышали?
– Не раз потом рассказывали коллеги, что при встрече с некоторыми летающими объектами неожиданно накрывала волна страха. Но признаваться об этом не все решались – стыдно было.
Владимир ШАК
[Фото Ту-95 – из открытых Интернет-источников]