В январе 1987 года в СССР состоялась премьера фильма режиссера Игоря Апасяна “В одну единственную жизнь”, который стал как бы продолжением легендарной картины Марлена Хуциева «Весна на Заречной улице».
Почему «как бы»? Да потому, что он, как и «Весна…», снимался на «Запорожстали». Заводская, скажем так, тема и легла в основу картины. Согласно сюжету, директор крупного металлургического завода Роман Зоренко [его играет хорошо известный зрителям – по лентам «Бег», «Освобождение», «Джентльмены удачи» и «Обратной дороги нет», киноактер Николай Олялин] разрабатывает и посылает в министерство проект реорганизации предприятия, хотя осуществление задуманного потребует остановки производства. Ответственный работник министерства Груздев [в исполнении актера театра и кино Эрнста Романова], опасаясь снижения общих плановых показателей, настаивает на частичной реорганизации. Под давлением сверху Зоренко-Олялин подписывает неприемлемый на его взгляд проект. Но, осознавая неправомерность принятого решения, возобновляет борьбу за коренную реорганизацию завода…
Имеется в картине и лирическо-романтическая линия: директор завода-гиганта, который может себе позволить роскошь ездить на работу… на трамвае(!), сам воспитывает дочь Вику; его связывают длительные отношения с симпатичной Ириной [ее сыграла тоже хорошо известная зрителям – по фильмам «Укрощение огня» и «Вечный зов», Ада Роговцева], но та не спешит разделить свою судьбу с человеком, всего себя отдающего работе.
Совсем крохотная, но очень яркая роль «лица кавказской национальности») в фильме досталась актеру Запорожского музыкально-драматического театра Владлену Попудренко. Находясь на железнодорожном вокзале, он спрашивает у углубленного в книгу соседа по залу ожидания: что читаешь, мол? А когда тот называет «Мертвые души», уточняет: детектив, что ли? Раз мертвые души))). Владлен Антонович, напомню, умер в Запорожье 11 августа 2017 года.
Очень динамичную музыку к картине, чтобы завершить ее представление, написал композитор и певец, один из основоположников советского рока Александр Градский.
Не могу объяснить, почему автор сценария Альберт Путинцев выбрал производственную тему, но зато могу с большой долей уверенности предположить, почему он остановился именно на «Запорожстали», а не на Крюковском вагоностроительном заводе, скажем. Дело в том, что Альберт Григорьевич был хорошо знаком с Запорожьем. В шестидесятые годы он ведь работал председателем Запорожского областного комитета по радиовещанию и телевидению [затем был главным редактором главной редакции по производству телефильмов Госкомитета по телевидению и радиовещанию при Совмине УССР, а в 1973-1985 годах возглавлял Киевскую киностудию имени А. П. Довженко].
Поездки по городу за днепровскими порогами
Запорожье образца 1986 года авторы картины предъявляют зрителю сразу же. Исчезают с экрана титры и перед нами открывается панорама главного запорожского проспекта, за жизнь которого мы наблюдаем из салона директорской «Волги». В районе улицы 12 апреля за окном убегает в сторону мэрии трамвай, мелькает мост с колоннами над железной дорогой и впереди, наконец, появляется самое приметное здание Запорожья – местный Кремль: башня, предваряющая въезд в Соцгород.
При следующей поездке директора по городу оператор фильма предъявляет зрителям завершающий участок проспекта, начиная от его пересечения с проспектом Металлургов. Машина проносится мимо легко узнаваемых зданий и оказывается… перед соседствующей с Днепрогэсом площадью Запорожской [говорят, что в 1986 году она называлась иначе, не очень звучно, но так ли это, уточнить не удалось: людская память очень избирательна – в ней остаются только звучные названия)))].
А на экране тем временем следует поворот влево. Так в Запорожье движется транспорт, спешащий – через плотину Днепрогэса, на Правый берег.
Однако Днепрогэс не появляется, а директорская «Волга» останавливается возле массивного здания с четырьмя мощными колоннами. Причем все здание оператор не показывает.
На экране долго держится картинка, на которой зрители видят широкое крыльцо, трое входных – явно очень тяжелых, дверей, расположенных за колоннами, второй этаж и кусочек третьего. На боковых колоннах различимы приспособления для установки флагов.
Выйдя из машины, директор завода откровенно неспешно подходит к ступеням, поднимается по ним и… исчезает за дверями здания.
Как потом выяснится, из него рулил регионом компартийный обком. Именно там директор завода и подпишет не выгодный ни ему, ни его заводу проект реорганизации предприятия. Согласно ему, вся реорганизация сведется… к громкому объявлению о ее начале – на серьезные дела денег отпущено не будет.
Однако фильм заканчивается на оптимистической ноте: директор завода забирает у своего водителя «Волгу»[буквально угоняет] и, промчавшись на ней через мосты Преображенского, спешит отстаивать свою правоту – в те самые верха, которые давят любую инициативу снизу.
Пожелаем ему удачи. А пока он в пути, попробуем разобраться с его неожиданным исчезновением за дверями массивного здания, которое случилось… вместо Днепрогэса.
***
Поначалу я решил, что здание с колоннами – это запорожский электротехнический колледж, что в районе улицы Мира находится. Но, приехав туда, понял, что я ошибся: очень похожее здание увидел, но в фильме снято иное, не это. К тому же, я вспомнил, что площадь перед колледжем – вместо ограждения, появилась при мэре Александре Поляке, который в 2001 году обновил на главном запорожском проспекте зеленые насаждения и ликвидировал неуместные заборы. А фильм-то был снят в 1986 году.
И тогда я обнародовал на своей странице в соцсетях стоп-кадр из фильма, на котором запечатлено здание с колоннами. При этом попросил пользователей поделиться своими соображениями, что же мы видим, где находится сей приметный архитектурный объект, за дверями которого исчез популярный киноактер))).
Предположений было много. Назывались, в частности, и мэрия, и главный корпус Запорожского национального университета, и концертный зал им. Глинки… и даже городское управление полиции и ДК ЗАлКа. Все они имеют колонны.
Но все было мимо.
А все-таки соцсети — больше подспорье в поисках истины! Через сутки обсуждения нам всем вместе таки удалось выяснить, что за здание попало в кадр с Николаем Олялиным в роли директора металлургического завода. Оказалось, он исчез за дверями… многострадального одесского Дома профсоюзов [спасибо за подсказку пользователю Егор Егоров из Днепра].
Как кусочек Одессы попал в картину, которую снимали в Запорожье, понять не сложно, если вспомнить важную деталь – чего я не сделал сразу же, после просмотра фильма: работала-то над ней съемочная группа Одесской киностудии. И что же это были бы за одесситы, если бы они своему любимому городу, образно говоря, не признались в любви из Запорожья.
И они признались))) И поэтому съемки, сделанные в Одессе, соседствуют в фильме с запорожской, скажем так, хроникой.
Между прочим, часть фильма «Весна на Заречной улице» тоже снималась в Одессе. Искусство кино – великое искусство введения в заблуждение.
Владимир ШАК
Николай Олялин в роли директора завода: трудно поверить, что ему всего 45 лет: производство требовало жертв)))
На афише картины тоже запечатлен момент исчезновение киногероя
Герой Владлена Попудренко на железнодорожном вокзале: “Мертвые души” – это детектив?
Директор завода на своем заводе
Производственный процесс на “Запорожстали”, попавший в фильм
*
По главному запорожскому проспекту: в районе улицы 12 апреля:
*
Перед площадью Запорожской:
*
Здание с колоннами, за дверями которого исчез герой Николая Олялина:
*
Многострадальный Дом профсоюзов в Одессе:
*
Директор завода проезжает по мосту Преображенского в поисках правды:
***
Фрагмент фильма “В одну единственную жизнь”:
Как в Запорожье однажды киноактер Николай Олялин исчез