На берегу Днепра – неподалеку от Запорожья, мы с коллегой однажды попытались отыскать родное село украинского оперного певца, народного артиста СССР Ивана Паторжинского, сыгравшего заглавную роль в фильме, снятом по мотивам бессмертной оперы Семена Гулака-Артемовского «Запорожец за Дунаем».
Как указано во всех энциклопедиях, родился он 3 марта 1896 года в селе Петрово-Свистуново, что в Вольнянском районе Запорожской области. «Мое детство, – вспоминал певец, – это поселок над самым Днепром, тусклые огни коптилок в убогих рыбачьих хибарах. Помню бедность – и свою, и соседскую, тяжелый труд плотогонов, их песни, то тихие и печальные, то бунтующие, как сам Днепр». Сегодня трудно поверить, что из одной из таких приднепровских хибарок вышел в свет и покорил музыкальный мир певец с сильнейшим голосом бархатного тембра.
*
Закончив церковно-приходскую школу в родном селе, Иван Паторжинский поступил в Екатеринославскую духовную семинарию, где сразу стал петь в церковном хоре. А потом красивый бархатный бас 15-летнего юноши заприметила преподаватель Екатеринославского музыкального училища Зинаида Малютина. Пораженная его голосом, Зинаида Никифоровна стала бесплатно заниматься с Иваном, а когда в Екатеринославле [нынешний Днепр] открылась консерватория, взяла его в свой класс вокала.
Первый сольный концерт Ивана состоялся 21 июля 1918 года на Голубовском прииске [в Луганской области]. В 1925-1935 годах Иван – солист оперного театра в Харькове, откуда в 1926-м отправляется на стажировку в Италию – в известнейший театр Ла-Скала. В 1935 году Иван Сергеевич уже в Украинском театре оперы и балета в Киеве. С 1946 года он – профессор Киевской консерватории. Один из организаторов Украинского театрального общества. Благодаря своему басу, Иван Сергеевич исполнял тот же репертуар, что и Федор Шаляпин. За что и стали его со временем называть украинским Шаляпиным. Не вторым Шаляпиным, а именно украинским! Это важное уточнение. За партию же Тараса Бульбы в одноименной опере Николая Лысенко запорожец получил Сталинскую премию [в 1942 году], которую перечислил в фонд обороны.
*
Не знаю, почему, во многих публикациях о жизни и творчестве Ивана Сергеевича подчеркивается, что при жизни «вождя народов» он был его любимцем. Ну, висел в кабинете певца портрет Сталина с его личным автографом. Ну, разрешено ему было в непростые сталинские времена выезжать за границу: начиная с 1946 года, получив очередную награду – орден Ленина, он дает 34 концерта в Америке, 26 концертов в Канаде, гастролирует по Югославии, Финляндии и Польше. О чем это говорит? Да только о выдающемся таланте Ивана Паторжинского, оцененного всеми – как на родине, так и за кордоном. О благосклонном отношении вождя к певцу упоминает в своих мемуарах, кстати, и Никита Хрущев, подчеркивая, что у Сталина «он был на хорошем счету как певец и человек». И это несмотря на то, что брат Ивана, Федор Паторжинский, долгие годы пребывал в эмиграции. А в те времена имевших родственников за границей не жаловали ни званиями, ни наградами.
В 1952 году Иван Сергеевич уходит из театра и на сцену возвращается только… 8 октября 1953 года: по просьбе маршала Клима Ворошилова в опере Семена Гулака-Артемовского «Запорожец за Дунаем» он в трехсотый раз(!) исполняет партию Ивана Карася. Между прочим, в фонде оружия Национального музея истории Украины хранится пистолет 18-го века, переданный Иваном Паторжинским. Оказывается, с этим пистолетом он всегда выходил на сцену в опере «Запорожец за Дунаем» [экранизирована в 1953 году]. Не с бутафорским, а с настоящим!
*
Увы, вольнянское село Петрово-Свистуново – это не то село, в котором родился Иван Сергеевич. После строительства Днепрогэса оно исчезло в водах вышедшего из берегов Днепра. Потому что находилось в низине. Однако о своем выдающемся земляке вольнянцы не забыли. А к 100-летию со дня его рождения в селе Днепровка даже был открыт музей Ивана Паторжинского, материалы для которого предоставила семья певца. Причем на открытие музея приезжал ученик Ивана Сергеевича, народный артист Украины Дмитрий Гнатюк. Выступив в местном ДК с концертной программой, в книге почетных гостей музея он оставил такую запись об увиденном: «Земляки великого артиста Ивана Сергеевича Паторжинского! Я горжусь вами и восхищаюсь вашим поступком. Счастья вам! Ученик Паторжинского Дмитрий Гнатюк».
**
В Украине имя Федора Паторжинского – младшего брата «запорожца за Дунаем», неизвестно. Да и в русскоязычном зарубежье нынче о нем вспоминают нечасто. А ведь замечательный хор Федора Паторжинского, исполнявший в основном православные песнопения и украинские колядки, был когда-то знаменит.
В 20-30-е годы прошлого столетия хор Паторжинского пел в церквях, и гастролировал с концертами по Западной Европе. В Париже вышло пять пластинок с записью хора. Одна из них – украинские колядки. Французская академия искусств присудила за нее в 1967 году Гран-при. Такую престижную премию Федор Паторжинский получил первым из своих соотечественников – украинцев и россиян [вторым удостоился Святослав Рихтер]. К нему с глубоким уважением относились, как говорят в таких случаях, мэтры оперного искусства – Федор Шаляпин и Борис Христов. В свое время писатели Александр Куприн и Иван Бунин, чем могли, способствовали Федору Сергеевичу. Добрые отношения поддерживал с ним также Александр Вертинский.
Родину Федор Паторжинский покинул в конце Гражданской войны вместе с белой армией. Поначалу попал в Турцию, потом была Болгария, где Федор стал петь в Хоре донских казаков [очень известном в русском зарубежье той поры], а затем обосновался в Париже. Там создал свой хор православной музыки из церковных певчих, таких же эмигрантов, как и он сам. В Украину вернулся в 1958 году. Какое-то время работал вторым дирижером в государственной академической капелле «Думка», но, почувствовав, что в ней он лишний, ушел с должности. Умер в 1976 году.
Владимир ШАК
Афиша картины
“Деда! Неверно поешь!” – Ивана Паторжинский с внучкой Натальей, обложка журнала “Огонек”, №19 за 1954 год