• Архів газети
  • Історія
  • Про видання
  • Контакти
  • Рекламодавцям
  • Обрати мову сайту
  • Українська
  • Русский
Газета МИГ
  • Новини Запоріжжя
    • Підтримка
    • ЖКГ, Транспорт
    • Фінанси, економіка
    • Культура, навчання
    • Спорт
  • Україна та Світ
  • Інфографіка
  • Спецпроєкти
    • Факти – ліки проти фейків
      • Випуск 1
      • Випуск 2
      • Випуск 3
      • Випуск 4
      • Випуск 5
      • Випуск 6
      • Випуск 7
    • Цікаво
    • Світ допомагає відновлювати Україну
      • Cпецвипуск 20
      • Cпецвипуск 19
      • Cпецвипуск 18.
      • Cпецвипуск 17.
      • Cпецвипуск 16.
      • Cпецвипуск 15.
      • Спецвипуск 14.
      • Cпецвипуск 13.
      • Cпецвипуск 12.
      • Cпецвипуск 11.
      • Спецвипуск 10.
      • Спецвипуск 9
      • Спецвипуск 8
      • Cпецвипуск 7
      • Cпецвипуск 6.
      • Cпецвипуск 5.
      • Cпецвипуск 4.
      • Cпецвипуск 3.
      • Cпецвипуск 2.
      • Cпецвипуск 1
      • Архів PDF Світ допомагає відновлювати Україну
    • Запорізькі крафтовики
    • Виконані
      • Слово правди – наша зброя
        • Спецвипуск 1
        • Спецвипуск 2
        • Спецвипуск 3
        • Спецвипуск 4
        • Спецвипуск 5
        • Спецвипуск 6
        • Спецвипуск 7
        • Спецвипуск 8
        • Спецвипуск 9
        • Спецвипуск 10
      • Запоріжжя: 45 км до лінії фронту
      • Правда кривду переможе!
        • Cпецвипуск 6
        • Cпецвипуск 5
        • Cпецвипуск 4
        • Cпецвипуск 3
        • Cпецвипуск 2
        • Спецвипуск 1
      • Громадськість за здорове місто
      • Коронавірус під мікроскопом
    • Архів PDF
    • Євроінтеграція
      • Реформи
      • Україна-ЄС
    • Дивовижне Запоріжжя
      • Історія успіху
      • Персони
      • Точка на карті
  • Фото і відео
  • Публікації
    • Політика
    • Споживач
    • Соціальна сфера
    • Медицина, екологія
    • Мистецтво, дозвілля, туризм
    • Різне
  • Важливо
Газета МИГ
No Result
View All Result

Свіжі новини Запоріжжя та Запорізької області » Спецпроєкти » Дивовижне Запоріжжя » Как авиаконструктор из Запорожской области создавал самолет-танк

Как авиаконструктор из Запорожской области создавал самолет-танк

by vlad
21/07/2021
in Дивовижне Запоріжжя, Новини Запоріжжя, Публікації
0
Как авиаконструктор из Запорожской области создавал самолет-танк
514
VIEWS

Мало кто знает, что на следующий день после начала войны с немцами, 23 июня 1941 года, главным управлением Военно-Воздушных сил Красной Армии был утвержден макет нового самолета-штурмовика, который в историю авиации вошел под несколько замысловатым названием: БШ МоВ АМ. Расшифровывается эта аббревиатура следующим образом: бронированный штурмовик (БШ) Можаровского-Веневидова (МоВ) с поршневым авиадвигателем Александра Микулина (АМ).  Оснащен штурмовик должен был быть так называемым толкающим винтом, отличавшимся от традиционного тем, что устанавливался он… за кабиной пилота. Винт такой, говоря по-простому, толкал самолет, а не тянул его. Ну, а вооружить бронештурмовик – летающий танк, по сути, собирались особой подвижной стрелково-пушечной установкой, разработанной лучшими в СССР специалистами авиационного вооружения – бердянцем Георгием Можаровским, работавшим в двадцатые годы с Сергеем Королевым, и Иваном Веневидовым из Питера. Использование этой системы, если не вдаваться в технические тонкости, позволяло пилоту вести огонь по цели и точно, и максимально эффективно. Конструкторы системы стали и авторами проекта самолета. А еще известно, что именно под их руководством вскоре после начала войны с немцами была перевооружена группа тяжелых бомбардировщиков и в ночь на 11 августа 1941 года, взлетев с аэродрома под Ленинградом, она взяла курс на Германию и спустя несколько часов столица Третьего рейха, войска которого вгрызались в территорию Советского Союза, подверглась бомбовому удару. Но об этом – чуть позже. Пока мы должны разобраться: действительно ли конструкторы авиавооружения стали авторами бронированного штурмовика с толкающим винтом?

Действительно. И произошло это вот почему: работавшие над созданием различных видов авиавооружения конструкторы авиазавода №32 Георгий Можаровский и Иван Веневидов просто-напросто не могли подобрать самолет, чтобы оснастить его своей – весьма эффективной, как были уверены, стрелково-пушечной установкой. И решили… создать такой самолет сами. И взялись за дело. А теперь – конкретнее: 29 декабря 1940 года в НИИ Военно-Воздушных сил Красной Армии поступил эскизный проект одноместного бронированного штурмовика БШ МВ с мотором АМ-38, вооруженного подвижной комбинированной стрелково-пушечной установкой. Дополнительные материалы по машине поступили 25 января 1941 года, а заключение по эскизному проекту, к работе над которым подключился известный авиаконструктор Александр Архангельский, начальник НИИ генерал-майор авиации Александр Филин утвердил 12 марта 41-го. И уже 1 апреля нарком авиационной промышленности Алексей Шахурин подписал приказ «О проектировании и постройке самолета МоВ-2 с мотором АМ-38 конструкции Можаровского Г. М. и Веневидова И. В.». Проектирование возлагалось на завод №32, где, как я уже отмечал, работали авторы проекта, а постройка – на завод №89. Любопытно, что изначально машина шифровалась инициалами МВ, но именно нарком собственной рукой подправил ее имя: МоВ, сделав акцент на фамилии бердянца.

В соответствии с постановлением Совета народных комиссаров СССР и ЦК ВКП(б) – вот на каком, на самом высоком, уровне решался вопрос о будущем штурмовике, первый экземпляр самолета должен был быть предъявлен на заводские испытания 1 сентября 1941 года, а второй – 1 ноября. Государственные же испытания машины должны были начаться 15 октября. О том же, что должен был представлять из себя бронештурмовик, рассказали в своей книге «Штурмовики Красной Армии» Владимир Петров и Олега Растренин: первый экземпляр БШ МоВ должен был иметь подвижную батарею с четырьмя 20-мм пушками и четырьмя 7,62-мм пулеметами. В крыльях предусматривалась установка еще четырех пулеметов. Плюс бомбовая нагрузка – до 250 килограммов. Полный вес брони – 600 килограммов; в подвижной батарее второго экземпляра предполагалось наличие двух пушек калибра 23-мм и четырех 7,62-мм пулеметов. А два 12,7-мм пулемета предполагалось разместить в крыльях. Как я уже говорил, протокол макета самолета БШ МоВ АМ был утвержден 23 июня 1941 года. И к этому времени уже началась постройка самолета на заводе №89. И почти сразу все работы по этой машине были свернуты.

*

Как известно из истории войны с немцами, первый бомбовый удар по Берлину нанесла авиация Балтийского флота в ночь на 8 августа 1941 года, но, в связи с тем, что причиненный врагу ущерб был крайне незначителен, в Москве принимают решение нанести по Берлину мощный удар новейшими бомбардировщиками ТБ-7, способными нести серьезную бомбовую нагрузку. Проведенные расчеты показали, что ТБ-7 с дизелями М-40Ф способен с бомбовой нагрузкой 4000 кг совершить полет до Берлина и, отбомбившись, благополучно вернуться на базу. Дело оставалось за малым: перевооружить бомбардировщики, установив на них более мощные – 12,7-мм, пулеметы. Эта задача была поручена лучшим специалистам по авиавооружению Советского Союза Георгию Можаровскому и Ивану Веневидову [между прочим, у себя на заводе они оба работали… главными конструкторами]. Потом об этом спецзадании Георгий Можаровский рассказывал так: «Мы с Иваном Васильевичем в самом бешеном темпе включились в работу. У нас уже имелся некоторый опыт выполнения срочных заданий. Но если раньше мы все-таки отрывались от своих чертежей и макетов, чтобы поспать несколько часов, то здесь этого не было. Двое суток подряд я не отходил от доски, на которой чертил мелом в натуральную величину необходимые чертежи. На третьи сутки не выдержал и заснул. Пока я выполнял чертежи, Веневидов готовил производство. По моим наброскам сразу строились грубые макеты. Рядом со мной расположились конструкторы, которые тут же вносили необходимые уточнения». И в итоге: «11 августа 1941 года переоборудованные ТБ-7 вылетели на бомбардировку Берлина. Самолеты дошли до цели и сбросили свой смертоносный груз на столицу Третьего рейха». Вот так авиаконструктор из Бердянска оказался причастным к одному из первых – в самом начале войны, авианалетов на Берлин. Немцы, кстати, не поверили, что их бомбили советские летчики. Посчитали, что авианалет осуществили англичане. Ну, а когда в ночь на 28 июня 1944 года советская бомбардировочная авиации совершила воздушный налет на занятый немцами железнодорожный узел Барановичи и находившуюся неподалеку мощную немецкую авиабазу, с первой волной бомбардировщиков на базу зашел американский штурмовик Douglas A-20G [СССР их получал по ленд-лизу]. Оснащенный автоматической комбинированной артиллерийской батарей Можаровского-Веневидова, он не позволил подняться в воздух немецким истребителям из группы прикрытия: расстрелял их на земле. И, согласно сообщению Совинформбюро, в ту ночь в Барановичах были зарегистрированы 23 больших пожара: горело все – и авиабаза, и железнодорожная станция. После этого командующий авиацией дальнего действия СССР маршал авиации Александр Голованов подписав отчет об испытаниях комбинированной артбратареи Можаровского-Веневидова, добавил от себя: «Как новый вид авиационного оружия может быть использована в авиации дальнего действия»

**

Конечно же, авиаконструктор с берегов теплого Азовского моря в своих, увидевших свет в 1973 году, мемуарах вспомнил и о своей малой родине – о Бердянске. Слушаем его рассказ: «Живописно расположился Бердянск на берегу мелководного Азовского моря. Таких городков было много на побережье, но мне казалось, что лучше моего родного Бердянска нет и не может быть. Нигде не найти таких замечательных дынь, арбузов, абрикосов, такого вкусного винограда, нигде так не клюет рыба. Так думали все мы, местные мальчишки, часами сидевшие с удочками на пристани. В порту с утра до позднего вечера бурлила жизнь. Приходили и уходили грузовые пароходы из разных стран. Люди с загорелыми лицами и белозубыми улыбками громко и оживленно разговаривали, сопровождая речь быстрой и резкой жестикуляцией. Время от времени раздавались протяжные гудки пароходов. По узким крутым сходням шли грузчики с тяжеленной ношей на спине. Грузили в основном зерно, которое местные купцы за бесценок скупали у крестьян близлежащих деревень. Мостовая порта была покрыта слоем зерна. По зерну ходили, ездили; растоптанная и раздавленная пшеница превращалась в колючую пыль, которая больно резала глаза. Уцелевшие зерна грузчики сгребали в кучки, растирали большими гранитными камнями и тут же на жаровнях пекли себе лепешки. Вкус этого горячего, хрустящего на зубах теста я отлично помню и сегодня

У меня было три сестры и два брата. Вместе с матерью и отцом мы жили в одноэтажном доме, к которому примыкал открытый летний кинотеатр с загадочным названием «Буфф». В теплое время года мы, дети, могли бесплатно смотреть фильмы через забор и были счастливы этим. Наша многочисленная семья жила скромно. Отец мой – Мирон Владимирович Можаровский, был очень отзывчивым и добрым человеком. Он умер в возрасте тридцати девяти лет от менингита. Мать осталась одна с шестью малолетними детьми. Самому старшему из нас было в то время десять лет, а младшей сестренке – десять месяцев. Все заботы легли на плечи матери. Она стала преподавать музыку в женской гимназии, а каждый из нас добросовестно выполнял свои обязанности по дому».

Кандидат технических наук, инженер-полковник Георгий Можаровский умер в Москве 22 февраля 1975 года.

[Фото из открытых Интернет-источников]

Новини від МИГа mig.com.ua в Telegram та Instagram та facebook. Підписуйтесь на наші канали https://t.me/migcomua та facebook та  Instagram

Previous Post

Епідемія ковіду хабарникам не завада

Next Post

Стало известно, кто понесет флаг Украины на открытии Олимпиады-2020 в Токио

vlad

Related Posts

Сказки продолжаются несмотря на проблемы, потому что рассказывают их веками…
Новини Запоріжжя

Сказки продолжаются несмотря на проблемы, потому что рассказывают их веками…

09/07/2025
463
У Запоріжжі проводять “рейди проти амброзії”
Новини Запоріжжя

У Запоріжжі проводять “рейди проти амброзії”

09/07/2025
463
За минулу добу на території області рятувальники ліквідували 13 пожеж в екосистемах
Новини Запоріжжя

За минулу добу на території області рятувальники ліквідували 13 пожеж в екосистемах

09/07/2025
463
У Запоріжжі буде гучно: містян просять зберігати спокій
Новини Запоріжжя

У Запоріжжі буде гучно: містян просять зберігати спокій

09/07/2025
957
На Запоріжжі з незаконного продажу вилучено близько 85, 4 тисячі пачок тютюну та 3, 4 тисячі літрів алкоголю
Новини Запоріжжя

На Запоріжжі з незаконного продажу вилучено близько 85, 4 тисячі пачок тютюну та 3, 4 тисячі літрів алкоголю

09/07/2025
463
Next Post

Стало известно, кто понесет флаг Украины на открытии Олимпиады-2020 в Токио

Щоденники війни

ДСНС Запорізької області: ліквідація наслідків ворожих обстрілів 8 липня

В Степногірській громаді постраждало подружжя

ППО знешкодила 718 російських засобів повітряного нападу, зокрема, збила сім ракет – ПС ЗСУ

Противник один раз атакував позиції наших захисників поблизу Малинівки

Упродовж доби окупанти завдали 482 удари по містах і селах нашої області

Президент підписав Укази про синхронізацію українських санкцій із трьома пакетами ЄС

Цікаво

Різниця у понад 20 градусів: в Україні прогнозують сильні перепади температури

Як отримати «Пакунок школяра» – роз’яснення від Мінсоцполітики

Конотоп: як це було 366 років тому?

Справа про отруєння блідою поганкою. Суд в Австралії визнав Ерін Паттерсон винною у вбивстві трьох людей

Як безпечно пережити спеку +30° і вище: у МОЗ дали поради

Співак Melovin мобілізувався до ансамблю Держприкордонслужби

Публікації

Кожну книжку з бібліотечної полиці в Матвіївці хочеться прочитати

Дар прожити НЕ ЧУЖЕ життя

На Запоріжжі від російської агресії постраждало 270 агропідприємств

Чи перейдуть в Україні на чотириденний робочий тиждень?

З якими проблемами звертаються запоріжці до Держпродспоживслужби

У Запоріжжі суд закрив справу про “перейменування скверу Тарасова”

Oтримуйте нoвини швидше з дoпoмoгoю нaшoгo Telegram-кaнaлa: https://t.me/migcomua

Газета МИГ
  • «Факти – ліки проти фейків» PDF архів
  • Архів PDF Світ допомагає відновлювати Україну
  • Архів PDF
  • Слово правди – наша зброя
  • Архів газети
  • Історія
  • Про видання
  • Контакти
  • Рекламодавцям
  • Українська

Контакти

Адреса редакції:
м. Запоріжжя, пр. Соборний, буд. 152, , 5 поверх
Адреса для кореспонденції:
а/с 8030, м. Запоріжжя, індекс 69095 Приймальня (061) 7875211,
[email protected]
Сайт mig.com.ua створено для поширення інформаційного контенту під брендом "МИГ". Матеріали сайту готуються і редагуються співробітниками ТОВ "Газета МИГ".
Сайт отримав гранти від Фонд Східна Європа, Празький центр громадянського суспільства та Асоціації «Незалежні регіональні видавці України».
Рекламна служба газети та сайту:
[email protected] ,
[email protected]
Статті у розділі "Важливо" можуть бути комерційною або спонсорською інформацією .
Адміністратор сайту:
[email protected] [email protected]
Використання матеріалів, опублікованих на сайті, дозволяється із зазначенням посилання на офіційний сайт газети МИГ

Мітки

ЄС БПЛА Бердянськ ДСНС ДТП Енергодар Запоріжжя Запорізька ОВА Запорізька область Запорізький район Мелітополь НПУ Новини Запоріжжя Новости Запорожья ПРОГНОЗ Украина адреси вибухи відключення відновлення війна війна з рф графіки гроші допомога діти електроенергія кримінал новини обстріл обстріли окупація погода пожежа поліція поліція_Запоріжжя ремонт руйнування рух рятувальники світло синоптик суд транспорт черги

© 2025 JNews - Premium WordPress news & magazine theme by Jegtheme.

  • Русский
  • Новини Запоріжжя
  • Україна та Світ
  • Щоденники війни
  • Спецпроєкти
    • Факти – ліки проти фейків
    • Світ допомагає відновлювати Україну
    • Євроінтеграція
    • Дивовижне Запоріжжя
    • Виконані
      • Слово правди – наша зброя
      • Правда кривду переможе!
      • Запоріжжя: 45 км до лінії фронту
      • Громадськість за здорове місто
  • Публікації
  • Важливо
  • Фото і відео
  • Цікаво
  • Календар
  • Інфографіка
Рекламодавцям
No Result
View All Result