Как известно, особо чтимым праздником на Запорожской Сечи был день Покрова Пресвятой Богородицы – 14 октября [с 1999 года в этот день отмечается также День украинского козачества]. Соответственно, главной, особо почитаемой иконой козаков-запорожцев, которые к единому Богу шли собственным путем, подчиняясь только вселенскому [Константинопольскому] патриарху, была икона Покрова Пресвятой Богородицы. Правда, у запорожцев она очень отличалась от традиционной, известной всем иконы. А называлась она – по присутствию этих важных отличий, «Козацкая Покрова».
Одна из копий этой иконы [в Украине их известно с десяток, не больше] создана в 1905 году по личной просьбе историка Дмитрия Яворницкого, о чем он и оставил соответствующую пометку на обратной стороне этой невероятно важной, точно отображающей дух козацкой эпохи, иконы. Несколько лет назад, к слову, она была реставрирована и сегодня находится в экспозиции Днепропетровского национального исторического музея им. Дм. Яворницкого. Там мы с коллегой Сергеем Томко и отыскали ее, заручившись предварительно разрешением директора музея на фотосъемку.
Представляет икона из себя, как говорят в таких случаях, двухярусное изображение. На верхнем – небесном, ярусе пребывает, стоя на облаке, Богородица, по сторонам от которой находятся святитель Николай [слева] и архистратиг Михаил [справа].
Под ними, на нижнем ярусе, символизирующем бренную землю нашу, изображены две группы козаков. В правой выделяется торжественно одетый кошевой атаман Петр Калнышевский, в левой – войсковой писарь Иван Глоба. При этом из уст кошевого исходят – обращенные к Богородице, слова [прописанные прямо по иконе]: «Покрой нас честным твоим покровом и избави нас от всякого зла». Над Богородицей, как нам объяснила старший научный сотрудник отдела фондов музея Маргарита Тихонова, имеется ответ: «Покрою и избавлю».
Таким образом, иконописец передал непосредственное общение запорожцев с Божией Матерью, весьма, повторю, почитавшейся на Сечи.
К слову, я не случайно столь детально описал икону Дмитрия Яворницкого: на ней ведь имеется единственное дошедшее до наших дней изображение последнего кошевого атамана Запорожской Сечи Петра Калнышевского, которого 13 ноября 2015 года Украинская православная церковь причислила к лику святых [торжественная служба по этому поводу проходила в Запорожье – в Свято-Покровском кафедральном соборе]. Не исключено даже, что сделано оно было при его жизни: в 1774 году – по поручению самого атамана Калнышевского, на Сечи работал художник-иконописец, создававший копии всех важных козацких икон. Мог он и «Козацкую Покрову» с обращающимся к ней с просьбой о заступничестве написать? Вполне.
И тогда возникает главный вопрос: если принять дату написания портрета атамана за 1774 год, сколько лет в таком случае отвести придется ему самому? Судя по его изображению – не больше шестидесяти. На иконе мы видим лихого, крепко сложенного, широколобого холеного козака с усами и оселедцем, свисающим к уху – козака-победителя, наконец, разгромившего турок, за что он был удостоен высшей награды империи – ордена Андрея Первозванного. Согласно же исторической традиции, в 1774 году Петру Калнышевскому было… 83 года.
Получается, историческая традиция подгуляла, мягко говоря? Уверен, что это именно так: традиция уже много лет вводит мир в заблуждение, уверяя, что Петр Калнышевский жил в… трех столетиях: родившись в 1691 году, отдал Богу душу в 1803 году. Икона «Козацкая Покрова» из славного города Днепра подсказывает, что это не так.
Икона Козацкая Покрова в Днепропетровском национальном историческом музее им. Дм. Яворницкого
Икона Козацкая Покрова
Верхняя часть иконы
Нижняя часть иконы