ОАЭ, Абу-Даби
Выезд с пит-лейна через туннель
Гран При Абу-Даби появился относительно недавно, в 2009-м, но сразу занял особое место в мире Формулы 1.
Дело не только в том, что новый автодром Яс-Марина построен на искусственном острове в Персидском заливе, неподалёку от столицы эмирата Абу-Даби и Объединённых Арабских Эмиратов – города Абу-Даби. В 2009-м, после появления в календаре гонок в Бахрейне и Сингапуре, блеском, гламуром и морскими пейзажами удивить было уже сложно. И не только в том, что все трибуны тут – крытые, а выезд с пит-лейн проходит через туннель.
В первую очередь особый колорит Гран При Абу-Даби связан с тем, что гонка проходит вечером, так что антураж постепенно меняется – старт даётся ещё при свете дня, через полчаса солнце садится и гонка продолжается при искусственном освещении, которое включают заранее. Но может быть ещё важнее то, что в Абу-Даби традиционно проходит финальный этап сезона – и чтобы гарантировать это, местные шейхи платят FOM дополнительные деньги.
Статус финальной гонки сезона имеет как большой потенциал, так и повышенные риски. Когда решается судьба чемпионата, к этапу приковано внимание всего мира. Когда чемпион определяется досрочно, значимость последнего Гран При существенно падает. Именно так будет и на этот раз – к финальной гонке интриг в чемпионате практически не осталось.
Чемпион определён, обладатель Кубка конструкторов – тоже. Даже с обладателем третьего места в личном зачёте почти всё ясно – Кими Райкконен опережает Валттери Боттаса на 14 очков. Но даже для Валттери задача не выглядит особенно интересной: год назад перед финальным этапом он имел шансы на вице-чемпионский титул.
В Кубке конструкторов тоже в целом всё ясно, и если не произойдёт чудес, первая пятёрка останется неизменной. Определённой интригой можно считать борьбу за шестое место – сейчас его занимает McLaren, но при удачном раскладе Racing Point Force India может её опередить. Это же будет означать, что “новая” Force India заработает больше очков в этом сезоне, чем “старая”.
Если говорить о выступлениях на этой конкретной трассе, то из действующих пилотов здесь чаще других побеждали Хэмилтон и Феттель – по три раза. Ещё по одной победе на счету Райкконена, Росберга и Боттаса. Последние четыре года здесь доминировали машины Mercedes. Скудерия не побеждала в Абу-Даби никогда. Впрочем, эта серия вполне может прерваться.
Так как скоростных поворотов здесь мало, машины Red Bull Racing лишатся своего главного преимущества, и, вероятно, пилотам этой команды снова придётся делить места позади гонщиков двух ведущих команд.
О трассе…
Яс-Марина. 55 кругов по 5.554 км = 305.355 км. 21 поворот. Средняя скорость – 195 км/ч. Конфигурация включает шесть медленных поворотов, которые проходятся на скорости ниже 100 км/ч – больше их только в Монако и Сингапуре.
Аэродинамика настраивается на средний/высокий уровень прижимной силы. Максимальная скорость – 320 км/ч с активированной DRS и 307 км/ч без неё. С полностью нажатой педалью газа гонщики проезжают 63% дистанции круга. Уровень потребления топлива достаточно низкий.
Всего здесь 12 зон торможения, но сколь-нибудь интенсивно машины замедляются только девять раз. С другой стороны, жёстких торможений (с перегрузкой выше 4G) тут четыре, что довольно много. По нагрузке на тормоза трасса занимает третье или четвёртое место в календаре. Износ тормозов средний. На торможении гонщики проводят 17% дистанции круга.
Время, необходимое для проведения пит-стопа – 23 секунды. Вероятность дождя или появления автомобиля безопасности практически равны нулю.
О резине…
Как обычно, Pirelli привезёт в Абу-Даби свои самые мягкие составы: SuperSoft (красная маркировка) и UltraSoft (фиолетовая маркировка) и HyperSoft (розовая маркировка). Командам они хорошо знакомы, а HyperSoft уже использовались в Абу-Даби на тестах.
Асфальт достаточно гладкий, но в начале уик-энда и каждое утро на нём много песка, потом его состояние постепенно улучшается, так что даже в квалификации важен выбор времени для попытки – с каждым кругом трасса будет становиться быстрее.
Обгонять в Абу-Даби непросто даже с двойной зоной DRS, так что от стратегии здесь зависит очень многое. При этом, так как по ходу гонки солнце скроется за горизонтом, асфальт будет быстро остывать. Теоретически это делает более выгодным выбор длинного отрезка на конец дистанции, но фактически возможны самые разные варианты, в том числе и рискованные – ведь терять на финальном Гран При многим уже будет нечего.
Год назад в Абу-Даби
Прошлогодняя гонка в Абу-Даби особой интриги не имела – чемпион уже был определён, обладатель Кубка конструкторов тоже. Таким образом, никакой мотивации у Хэмилтона не осталось, тогда как у его напарника Валттери Боттаса она была – финн всё ещё имел шансы опередить Феттеля в личном зачёте, что позволило бы ему завоевать вице-чемпионский титул.
Трудно сказать, действовали в Mercedes по определённому плану, или же просто Льюис Хэмилтон, завоевав четвёртый титул, решил немного сбавить обороты, но в квалификации второй подряд поул достался Боттасу. Хэмилтон оказался вторым, Феттель – третьим. На четвёртую строчку в последний момент вскочил Даниэль Риккардо.
Старт получился достаточно спокойным, Боттас захватил лидерство, Хэмилтон прикрывал его тылы, а Феттель остался третьим. Позади ехали Риккардо, Райкконен и Ферстаппен. Все лидеры выбрали стратегию одного пит-стопа, обгонять на трассе Яс-Марина очень сложно, так что расклад сил до самого финиша так и не изменился – за одним лишь исключением. На 21-м круге Риккардо сошёл из-за отказа гидравлики.
Это позволило подняться на шестое место Нико Хюлкенбергу. Немцу не помешал даже тот факт, что в начале гонки стюарды наказали его 5-секундным штрафом за срезку шиканы. Благодаря этому успеху, Нико поднялся на 10-е место в личном зачёте, но что гораздо важнее, что его команда Renault смогла опередить Toro Rosso в борьбе за шестую строчку в Кубке конструкторов.
Несмотря на победу в гонке, подняться на второе место в чемпионате Боттасу так и не удалось – отрыв оказался слишком велик, и третьего места Себастьяну с лихвой хватило, чтобы стать вице-чемпионом.
https://www.f1news.ru/Championship/2018/abudhabi/preview.shtml