Рассказывая в предновогодней публикации «МИГа» о 20-летии Театра поэтической песни, мы сознательно не цитировали его основателя и художественного руководителя, члена НСТД Украины Елену Алексееву, решив предоставить ей слово в отдельной публикации. Тому есть еще один прекрасный повод: 1 января Елена отметила собственный юбилей.

Ее служение авторской песне в театральном воплощении сродни миссионерству. Она выбирает для исполнения и постановок произведения авторов высокой, с глубокой философией, поэзии и небанальных мелодий. Очаровать ими широкую публику, увести ее от попсы и безвкусицы в мир духовных исканий и изысканной культуры под силу только подвижникам, чей оголенный энергетический нерв заряжает и окружающих.

Театр поэтической песни – ее детище. Через его очищающее горнило прошли десятки, если не сотни артистов-энтузиастов, которые в тот или иной период отдавали ему все свои силы. Пути их и Театра, который не может воздать ничем, кроме радости Созидания, расходились. Но их место занимали другие, а, бывало, что некоторые из ушедших потом возвращались.
Разнообразные проекты Театра иногда обескураживают апологетов традиционной «самодеятельной» песни. Но они регулярно и с интересом ходят на действа Театра, отдавая должное преданности делу основательницы такой формы популяризации жанра. При этом за многие годы работы была воспитана собственная публика, сознательно предпочитающая именно песенную форму театрального существования…
Разговор с Еленой начался с простого вопроса.
– Как выпускница истфака университета вдруг решила сделать делом жизни Театр, избрав профессиональным инструментом именно авторскую песню, которая для многих была и осталась просто хобби?
– Я никогда не занималась лепкой, у меня не было тяги к спорту, и мысли не возникало податься в туристы или приняться за авиамоделирование. Правда, я шила и чуть-чуть рисовала:). Могла что-то срифмовать, хотя стихов не писала, – не было такой потребности. Но мною благодаря семье с детства владели театр, балет, опера. Были еще 9 лет музыкальной школы № 1 по классу фортепиано и хореографический ансамбль «Днепровские зори» в ДК «Днепроспецсталь»…
Я училась на истфаке, но параллельно занималась самообразованием в театральном направлении. В том числе, с интересом изучала все, что связано с пластикой на сцене… Так в мою библиотеку попала книга выдающегося театрального мастера Бориса Голубовского «Пластика в искусстве драматического актера». Кстати, через несколько лет в ГИТИСе, Борис Гаврилович будет читать у меня предмет «Театр одного актера». И когда я, будучи, студенткой универа, буквально по наитию купила желтый конверт с диском Булата Окуджавы, а потом ближе познакомилась с авторской песней, поняла, что именно она дает возможность применить полученные знания и воплотить все, о чем мечтала.
1994 г. С Александром Костроминым на Вечере памяти Юрия Визбора в Запорожье. Фото Бориса Дворного
– Но ты несколько лет отдавалась бурному клубному движению АП, организации концертов мэтров-бардов в запорожском филиале Киевского театра-студии «Академия», студенческих фестивалей…
– Переломный момент произошел, когда в 1994 году я поступила в Мастерскую авторской песни Высшей школы деятелей сценического искусства при Российской академии театрального искусства [ГИТИС] на курс к педагогу и барду Юрию Лоресу.
2013 г. 20-летие Мастерской авторской песни. Автор-исполнитель, выпускник Мастерской 1994 года Михаил Коноплев, Елена Алексеева, директор Высшей школы деятелей сценического искусства Геннадий Дадамян, бард и педагог Юрий Лорес.
Его концепция: “Авторская песня – театр одного актера, где партнером является зритель” – и обучение более десяти применимым к ней предметам сценического искусства упорядочили мое хаотическое стремление привнести в песню театральность. Поэзия больших мастеров настолько внутренне структурирована и организована, что вместе с музыкой дает простор для всевозможных драматургических решений с помощью интонации, жеста, пластики…
– Тебе удалось это прекрасно доказать в моноспектакле «Постскриптум» по произведениям Александра Вертинского. До сих испытываю щемящее чувство сопричастности к битве Художника с Жизнью и Обстоятельствами. А что повлияло на трансформацию театра одного актера в довольно густо населенный Театр поэтической песни?
– Видение объема – жанр оказался серьезнее, глубже и шире, чем на первый взгляд. Меня снедало желание поделиться этой информацией. Авторская песня предоставляла прекрасные возможности для творческой реализации самых разных людей… И у меня в университете была уже студенческая студия, то есть молодой коллектив, готовый экспериментировать.
Сцена из спектакля “Знаки Зодиака” по циклу стихов Юрия Лореса. 2001 г. Фото Бориса Дворного
– И, создав Театр поэтической песни, ты решила, как всякое серьезное творческое учреждение, воспитать собственного зрителя. Проект «Обитель доброты» вспоминают добрым словом не одно поколение детей и родителей. А потом пошла еще дальше, приступив к обучению юного поколения авторов и исполнителей и организовав Всеукраинский детско-юношеский фестиваль-мастерскую «Солнечный зайчик»…
– В какой-то момент стало явным «старение жанра» в целом по стране. А при отсутствии интереса и поддержки государством этого вида искусства, и вовсе грозил переход в маргинез… Это при великих традициях и при имеющемся огромном творческом материале! Для решения этих проблем и создавался «Солнечный зайчик».
“Солнечный зайчик -2018”. С режиссером Еленой Гаджиловой и участниками фестиваля-мастерской
Сегодня уже очевидно, что десятилетняя работа не прошла даром. В разных городах нашей страны из питомцев «Зайчика» образовались молодежные коллективы и студии, которые видят и создают авторскую песню не как непритязательный жанр, а вид искусства.
– Ты давно оставила попытки добиться официального статуса для своего Театра. Устала?
– …Когда-то мы изо всех сил пытались доказать, что нужны городу и стране и достойны официального статуса . Наши артисты специально «доучивались» до высшего театрального образования, вступали в Национальный Союз театральных деятелей Украины (кстати, на базе нашего театра создана городская первичная организация НСТДУ), коллектив принимал участие в театральных фестивалях, нас приглашали в другие города для участия в престижных проектах… Почему-то это кому-то не нравилось, а некоторые предпочитали делать вид, что нас просто нет… А сейчас… я бы крепко подумала, если бы вдруг возникла такая возможность.
Просто очень жаль, когда в очередной раз уходит подготовленный тобой за много лет артист… Мы ведь сами их готовим – ни один наш вуз этому не учит! – готовишь к взлету, он происходит!, и… предложить нам им кроме достаточно сложного и кропотливого труда на безвозмездной основе нечего! А людям в жизни как-то обустраиваться… Но это как у Новеллы Матвеевой: “Ты сама и виновата, А никто не виноват”.
–Жалеешь, что в прямом смысле положила все на алтарь Театра?
– Нет. Но в последнее время вспоминаю слова Елены Камбуровой: “Мне кажется, что я очень медленно развиваюсь”. Я сама сильно недореализовалась. Должно было быть больше сольных проектов, записанных дисков, гастрольных поездок…
2008 г. Первый в Запорожье сольный концерт. Фото Юрия Журавлева
Но, с одной стороны, на первое место я всегда ставила интересы коллектива, а с другой, это мой перфекционизм… если осуществлять проект, то по-большому счету! Как это было с записью и презентацией по стране моего диска «Печать забытого родства». Я привыкла и хочу работать с высококлассными профессионалами. И это не амбиции. Это реалии.
2016 г. Презентация диска “Печать забытого родства”. ДК “Металлург”. Фото Бориса Дворного
2016 г. Киев, галерея “Арт вижн”
– Ты умеешь привлекать к своим проектам не только авторов, исполнителей, артистов, но и режиссеров, музыкантов, литераторов, художников… Чем ты их берешь? Собственной одержимостью?
– Ну, ты сказала:) Если у человека в голове творчество, мы всегда найдем общий язык. А если сразу задается вопрос: “Что я буду с этого иметь?” – вряд ли что-то у нас сложится… Правда, с таким давно сталкиваться не приходилось.
2008 г. Открытие мемориальной доски Виктору Берковскому в Запорожье
– Недавно ты проявила себя еще и как интересная характерная киноактриса. Твоя Торговка капустой меня просто обворожила, а Проводница поставила глаза на мокрое место. Может, пора сменить амплуа?
– А Театр? Запорожский центр авторской песни? А кружок в городском дворце детского и юношеского творчества? А «Зайчик»? Опыт съемок в кино довольно интересен и полезен. Но главным все же остается Песня.
Беседовала Анна Чуприна
“МИГ” Думается, такая преданность делу давно заслуживает быть отмеченной на высоком уровне. К примеру, званием «заслуженный деятель искусств Украины». Есть возражения?
сказано!
Юрий Лорес – автор стихов и песен, режиссер-педагог, руководитель Мастерской авторской песни при ВШДСИ-ГИТИС:
“Я был знаком с Еленой еще до того, как возникла возможность набрать курсы. Выпусков было всего два. Елена смогла попасть во второй. Она всегда отличалась трудолюбием и целеустремленностью. Но есть профессии, в которых этого мало. К тому же, все поступившие были уже достаточно взрослыми, не после общеобразовательной школы. Все уже попробовали себя в авторской песне. У некоторых, в том числе и у Елены, были в каком-то смысле ложные представления об исполнении песен в этом жанре. А это самое сложное: избавиться от привычного. Елене это удалось, ее прогресс за время учебы был очень заметен.
А по окончании началось то, чего я совсем не ожидал: Елена создала свой Театр. Успешно ли? Разумеется, раз он существует столько лет. В этом она единственная из всех выпускников. И мне всегда интересны ее работы.
Спектакль по моему циклу стихов и песен “Знаки Зодиака” меня обескуражил в самом хорошем смысле. Я не ожидал ничего подобного. Все-таки это не пьеса, а цикл стихов. Найти в нем действие, без чего спектакля не может быть, дорогого стоит. Очень интересная и красивая постановка.
Театральная форма способствует развитию жанра, так как расширяет его возможности.
…Искусство в каком-то смысле всегда для избранных. Важно, что избранным может стать любой, что можно любому помочь стать избранным. Я от всей души желаю Лене Алексеевой и ее Театру долгой творческой жизни, много труда (знаю, что Лена любит трудиться), но не связанного с какими-то организационными или финансовыми вопросами. Хочу пожелать, чтоб люди, от которых решение этих вопросов зависит, всегда помогали. В конце концов, вырастает прекрасное общество, в котором “избранных” почитателей искусства становится все больше и больше. Этим ведь тоже занимается Театр и Елена Алексеева”.
мнение
Борис Чак, скульптор, автор мемориальных досок знаменитым бардам – Виктору Берковскому [Запорожье], Юрию Левитанскому [Донецк] и Александру Галичу [Днипро]:
“Когда я на протяжении ряда лет работал над мемориальными досками, конечно, знакомился с биографиями и творчеством своих героев, общался с представителями авторской песни.
Когда прошлой осенью я выставил несколько небольших неакадемических работ в помещении, где проходил X Всеукраинский детско-юношеский фестиваль-мастерская АП “Солнечный зайчик”, думал, что их просто увидят молодые ребята, авторы и исполнители из других городов. Но уже на этапе их (скульптур) расстановки подключилась прекрасный режиссер Елена Гаджилова, потом Жан Селезенев поэкспериментировал со светом… Когда я увидел конечный результат, был поражен: среди скульптур разыгралось целое действо со стихами, движением и пластикой, и это было здорово!
Вообще, фестиваль “Солнечный зайчик” уникален. Это скорее симпозиум, где не присуждают никаких мест, но каждому участнику оказывают максимум индивидуального внимания.
Казалось бы: чему можно научиться за три дня? Но разница между тем, что я видел на первых занятиях и на заключительном концерте, поразительна. Я не думал, что такое возможно. Дорогого стоят горящие глаза ребят, которые при сумасшедшей нагрузке [работа начиналась ранним утром и заканчивалась поздно вечером] не хотели разъезжаться и мечтали, чтобы фестиваль длился хотя дней десять!
Второго такого обучающего центра, каким является Театр поэтической песни – инициатор и организатор “Солнечного зайчика” – в Украине нет”.