Член Зарубежного представительства Украинской Хельсинской группы, редактор-составитель «Вестника репрессий в Украине» (США), лауреат премии имени Василия Стуса (1992), Государственной премии Украины имени Тараса Шевченко (1994). Сестра Ивана Светличного.
Надежда Светличная (1936-2006) родилась в селе Половинкино Старобельского района Луганской области. По специальности филолог, выпускница Харьковского университета. После окончания вуза работала учительницей, директором школы в Донецкой области.
В 1963 году переехала в Киев. Работала редактором в издательствах, переводчиком с русского в нескольких журналах, научным сотрудником Института педагогики и по совместительству – учительницей вечерней школе в киевском микрорайоне Дарница. Кроме того, пела в хоре «Жаворонок», позже – в хоре «Гомон». С середины 60-х годов – активная участница неформальных литературных вечеров, собраний, шествий.
Была близкой подругой Аллы Горской. В марте 1969 года вместе с братом – литературоведом Иваном Светличным – фигуранты уголовного дела, возбужденного следственным отделом КГБ по факту распространения фотокопии запрещенной книги Авторханова «Технология власти».
Очередное уголовное дело органами КГБ относительно Надежды Светличной возбуждено в марте 1972 года – ее обвиняли в антисоветской деятельности. Как результат – 4 года лагерей строгого режима. А двухлетнего сына Надежды Алексеевны «гуманная» власть отдала в интернат. После освобождения осенью 1976 года направила в ЦК КПУ заявление-отказ от советского гражданства, мотивируя свой шаг жестокими преследованиями властными структурами инакомыслящих. «Ниже человеческого достоинства, после всего пережитого быть гражданином крупнейшего в мире мощного, совершенного концлагеря», – написала Надежда Светличная в заявлении.
В октябре 1978 года она эмигрировала в Рим, а затем в США. Работала переводчиком в Гарвардском университете, в 1983-1994 годах – в украинской редакции Радио Свобода в Нью-Йорке. Один из последних проектов, над которым Надежда Светличная активно работала, – это создание в Киеве музея шестидесятников. «Жизнь Надежды Светличной – это, прежде всего, постоянный самоотверженный труд. Расшифровка нелегально переданных лагерных рукописей, упорядочение архивов самиздата, подготовка к изданию рукописей Ивана Светличного, Василия Стуса, Николая Горбаля и многих, многих других – все это делалось ее руками или при ее непременном участии», – отметил Евгений Сверстюк. «Луганский светлячок», – как называл Надежду Алексеевну один из ее знакомых, оставила очень светлую память.
Даты дня:
136 лет со дня рождения Остапа Луцкого (1883-1941), украинского поэта, критика, переводчика, общественно-политического деятеля, теоретика раннего украинского модернизма, одного из активных участников литературного процесса начала ХХ в.
(Википедия)
Жизнь Остапа Луцкого, современника Леси Украинки, Ивана Франко, Ольги Кобылянской и Василия Стефаника (которых он хорошо знал), можно разделить на две части, одна из которых полностью принадлежала поэзии, а другая – общественной деятельности.
Он был очень эрудированным, образованным человеком, знал несколько европейских языков. Образование получил в Пражском, Львовском и Краковском университетах. По возвращении на родину принимал активное участие в литературной жизни Львова, стал одним из участников известной литературной группы «Молодая Муза»; впоследствии возглавил Черновицкую газету «Буковина». Оставил немалое наследство в области литературной критики.
Произведения Остапа Луцкого публиковались во львовской, варшавской и венской украиноязычной прессе.
Во время Первой мировой войны Остап Луцкий был офицером австрийской армии, а в 1918 – адъютантом эрцгерцога Вильгельма Габсбурга; во время украинско-польской войны 1918-1919 гг. – сотником Украинской Галицкой Армии; в 1920 – представителем украинской армии в штабе польского войска, связным Петлюры с Пилсудским.
Даже во время боевых действий он находил время для поэзии – переводил с французского стихи Поля Верлена.
После войны Остап Луцкий поселился на Стрыйщине и погрузился в общественную жизнь, став одним из организаторов кооперативного движения в Галичине. Он занимал должность директора банка «Крестьянская касса», а в 1928-1939 гг. был председателем Центросоюза во Львове и директором Ревизионного союза украинских кооперативов.
Во время оккупации Западной Украины Польшей проводил легальную парламентскую борьбу, сначала в качестве посла (1928-1935), затем как сенатор польского сейма (1935-1939).
В начале октября 1939 года арестован органами НКВД и вывезен в концлагерь возле Котласа (Архангельская обл.), где и погиб в 1941 году.
Его сын Юрий Луцкий, которому удалось в 1937 году эмигрировать в Канаду, был известным литературоведом и переводчиком, популяризатором украинской литературы на Западе.
128 лет со дня рождения Олеся Досветнего (наст. – Скрипач-Мищенко Александр Федорович; 1891-1934), украинского писателя.
(Википедия)
Участник национально-освободительной борьбы. Был членом Союза пролетарских писателей «Гарт», ВАПЛИТЕ. Автор сборника новелл «Тюнгуй», повести «Нас было трое», романов «Американцы», «Кто?», «Кварцит».
Его произведения неоднократно издавались на русском, английском, немецком и других языках. В 1933 году был незаконно репрессирован.
Расстрелян в начале марта 1934 года. Даже в период острых политических противостояний и идеологических поединков Досветний сумел избежать пропагандистских филиппик в адрес «загнивающего» Запада и «разложенной» украинской буржуазной эмиграции. Герои романов Олеся Досветнего всегда отмечаются интересным индивидуальным характером, твердыми жизненными принципами и сложившимся мировоззрением.
Сегодня празднует свой день рождения Ален Делон (1935), известный французский актер кино и театра, продюсер, режиссер и сценарист, которого достаточно часто называют еще и секс-символом 60-80-х годов.
К лучшим работам актера принадлежат роли в фильмах таких грандов мирового кино как Лукино Висконти («Рокко и его братья», «Леопард»), Антониони («Затмение») и Рене Клемана («На ярком солнце»).
Путь Алена Делона к вершинам мирового кинематографа был немного извилистым, особенно учитывая тот факт, что по специальности он, так же как и его отчим, колбасник. Работал сначала в мясной лавке, затем в одном из парижских колбасных магазинов.
Вполне возможно, что вскоре Делон стал бы владельцем мясной лавки, женился и зажил бы спокойной жизнью буржуа средней руки, но не тут то было. Однажды в метро юноша прочитал объявление о наборе в летную школу. Он сразу же бросает работу и оказывается в рядах парашютно-десантных войск корпуса морской пехоты и попадает на войну в Индокитае.
За неподобающее поведение старший сержант Делон был направлен в дисциплинарную роту. Днем он грузил рис, а вечером мирно возвращался на гауптвахту. Несмотря на все, как вспоминал актер, «Это время оказалось счастливейшим в моей жизни. Оно позволило мне стать тем, кем я стал потом и кем являюсь теперь».
После окончания службы молодой солдат вернулся в Париж, служил официантом, но недолго: его напрягали крики и приказы администратора, метрдотеля, старшего официанта. Лакейская работа была явно ему не по душе, поэтому Делон по совету друзей рассылает собственные фото кинопродюсерам, ходит на кинопробы.
В 1956 году он вместе с товарищем едет на Каннский фестиваль, где знакомится с одним из американских «ловцов талантов». Его приглашают на кинопробы в Рим и дают «добро» на съемки. У Делона начинают появляться связи, друзья из актерской среды.
Так начинается его звездная кинокарьера, хотя первые роли и первые фильмы не принесли ему ни славы, ни денег. Известным Делон стал после выхода на широкий экран детектива Рене Клемана «На ярком солнце» – первой экранизации романа Патриции Хайсмит «Талантливый мистер Рипли», где он блестяще сыграл роль обаятельного подонка, человека с «лицом ангела» и «душой дьявола» – Тома Рипли.
Но мировая слава пришла к нему после роли романтического боксера Рокко (полной противоположности Рипли) в фильме Лукино Висконти «Рокко и его братья» (1961). Критики признали: первые серьезные роли в кино раскрыли Делона как чрезвычайно тонкого и сложного драматического актера.
Годовщина смерти:
День памяти Якова Гниздовского (1915-1985), известного украинского графика, живописца, керамиста и искусствоведа. Родом из Тернопольщины. С 1949 года жил в США, где и получил мировое признание. Его гравюры «Зимний пейзаж» и «Подсолнух» украшали рабочий кабинет президента США Джона Кеннеди. А дереворит «Куст» приобрела библиотека Конгресса США в Вашингтоне.
«Деревориты Якова Гниздовского являются одним из самых богатых и самых оригинальных свершений в американском графическом искусстве за последние 30 лет», – пишет в предисловии к изданию его произведений в 1976-м Питер Вик, куратор отдела графики библиотеки Гарвардского университета.
Гравюры художника хранятся в Национальном музее американского искусства в Вашингтоне, «Еддисон галерее», в Музее современного искусства в Бильбао и других самых известных музеях и художественных галереях мира. В 1990 году выставка произведений художника экспонировалась в Киеве.
www.ukrinform.ru/rubric-society/2813605-8-noabra-pamatnye-daty.html