Дмитрий Иванович Донцов (1883-1973) родился в Мелитополе.
Учился в Петербургском и Венском университетах.
Принадлежал к Революционной украинской партии и Украинской социал-демократической партии, за что дважды подвергался аресту (1905, 1907). В 1908 году даже был вынужден эмигрировать.
В 1913, выступая на втором всестудентском съезде во Львове, наметил программу построения Украинского независимого государства.
В 1917 вернулся в Киев. В период Гетманата Донцов возглавил Украинское телеграфное агентство (ныне Укринформ) и Бюро украинской прессы. В 1919-1921 годах – руководитель Украинского прессового бюро в Берлине.
С 1922 года находился во Львове, где выступил учредителем Украинской партии национальной работы, руководил двухнедельником «Зарево» и редакцией «Литературно-научного вестника», издание которого было возобновлено по инициативе Евгения Коновальца.
С 1939 года жил в эмиграции – Германия, Чехо-Словакия, Франция. В 1947 поселился в Канаде, где преподавал украинскую литературу в Монреальском университете.
Донцов – автор многих публицистических работ, в которых обосновал необходимость политической независимости Украины и разработал идейные основы украинского национализма.
Взгляды Донцова эволюционировали от социализма к безоговорочному его отрицанию, от воинствующего материализма к ортодоксальному христианству. Он последовательно отстаивал идею государственной самостоятельности Украины и ее духовно-культурной ориентации на Запад.
Выступая против российского империализма во всех его проявлениях, Донцов предостерегал от ориентации на Москву, несмотря на то, что она царская, республиканская, буржуазная, рабоче-социалистическая или еще какая-то.
Идеи Донцова имели большое влияние на молодежь в предвоенное время и в значительной степени стали идеологическим обоснованием деятельности ОУН.
События дня:
31 марта 1964 года по личному распоряжению секретаря Киевского обкома Компартии Украины Бойченко был осуществлен акт вандализма – уничтожен витраж в Киевском университете им. Т. Шевченко, выполненный Афанасием Заливахой, Аллой Горской, Людмилой Семикиной и Галиной Севрук.
Художественное произведение было признано «идейно порочным».
На витраже изображен гневный Шевченко, что одной рукой прижимал к себе обиженную женщину-Украину, а в высоко поднятой другой руке держал книгу.
Изображение сопровождалось словам Кобзаря: «Возвеличу Малих отих рабов німих! Я на сторожі коло їх Поставлю слово».
Художники, которые принимали участие в создании витража, были подвергнуты репрессиям.
Даты дня:
275 лет со дня рождения Франсиско Хосе де Гойи (1746-1828), выдающегося испанского живописца и графика.
Долгая жизнь Гойи похожа на захватывающий роман.
Начало было бурно-романтическим: поножовщина, дуэли, бесконечные любовные интриги, шумное общество бродяг и странствующая полуголодная жизнь в труппе матадоров.
Конец – мрачно-романтический: мизантропическая уединенность в «Кинта дель Сордо» («Дом Глухого»), куда никого не пускают, где его хозяин, глухой и полуслепой старик, в одиночестве покрывает стены черными фресками, образами призраков и смерти.
А посередине между этими двумя крайностями – годы невероятной славы, успехов, жизнь при мадридском дворе; роман с экстравагантной красавицей герцогиней Альба.
Таким же неровным, полным противоречий был путь Гойи в искусстве.
Начинал он как замечательный живописец, «певец галантного ХVІІІ века», талантливый последователь Веласкеса. Славу получил благодаря работам, выполненным скорее в духе рококо – картон для шпалер (т.е. тканых картин, которые изготавливались королевской фабрикой в Мадриде).
Он был блестящим колористом: обожал огненные тона, которые якобы проступают сквозь дымчатый налет или черную вуаль и совсем не занимался гравюрой. Когда художник работал над знаменитой серией «Капричос», ему уже было за пятьдесят, он был болен и почти глухой, но это был художник нового типа и нового века.
После «Капричос» были «Дезастрес» («Бедствия войны») и «Диспаратес» («Причуды») – графические работы, полные чрезвычайной экспрессии и высокого трагизма. Последние четыре года своей жизни Гойя жил во Франции (в Бордо), там и умер. В 1898 году его прах был перевезен в церковь Сан-Антонио де ла Флорида в Мадриде.
168 лет со дня рождения Винсента ван Гога (1853-1890), голландского живописца.
В апреле 1890 года в Салоне Независимых были выставлены 10 его картин. На выставке побывали Моне и Писсаро, которые были в восторге от увиденного. Одну картину удалось даже продать за 400 франков – для ван Гога это был настоящий триумф. Вскоре, в «Меркюр де Франс» появилась первая критическая статья, посвященная творчеству художника.
Критик Арбер Орье называл Ван Гога «не просто художником, но мечтателем и фанатичным приверженцем красивых утопий, живущего идеалами».
Яркая характеристика довольно точно передает суть творчества ван Гога.
«У него есть бесконечность и сумасшедшее, ослепительно сверкание предметов. Это материя; это природа, безумно переплетена в пароксизме и возвышенная к вершинам кризиса; это форма, которая стала кошмаром; цвет, превратившийся в пламени, бурные потоки и драгоценные камни; огненные ослепительные краски, горящая страсть жизни».
Сейчас работы ван Гога являются одними из самых дорогих картин, что когда-либо продавались в мире.
135 лет со дня рождения Михаила Ивановича Терещенко (1886-1956), украинского землевладельца, банкира, мецената.
Сын Ивана Николаевича Терещенко.
Родился в Киеве. Ему не было еще и 17 лет, когда он почти одновременно потерял деда и отца и стал наследником всего их огромного наследия.
Среднее образование получил дома. Но в 1904 году сдал экзамены на аттестат зрелости в Первой киевской гимназии, после чего учился в университетах Лейпцига и Петербурга, в 1911 получил диплом юриста в Московском университете.
Богатый, образованный (кстати, свободно владел французским, немецким и английским, знал древнегреческий и латынь), ярый театрал и меломан Терещенко завязывает широкие знакомства с художественной элитой (в частности с Блоком, Ремизовым), основывает и спонсирует издательство «Сирин», которое специализировалось на издании произведений лучших тогдашних поэтов и прозаиков. В эти годы он находится в Петербурге, Киеве, обязательно занимаясь благотворительностью.
Его финансовая поддержка обеспечила преобразование в 1913 году Киевского музыкального училища в консерваторию. С началом Первой мировой войны Терещенко активно работает над созданием сети госпиталей, возглавляет Киевский военно-промышленный комитет, становится членом Всероссийского. На этих должностях благодаря не только огромным капиталам и личным связям, а в первую очередь энергии и организационным способностям Михаил Терещенко приобретает немалый политический авторитет и сразу после Февральской революции 1917 года становится сначала министром финансов, а вскоре министром иностранных дел Временного правительства.
Летом 1917 года вместе с делегацией Временного правительства вел переговоры с Центральной Радой по автономии Украины. В ночь на 8 ноября 1917 года вместе с другими членами Временного правительства был арестован большевиками в Зимнем дворце и заключен в Петропавловской крепости.
Только благодаря матери (Елизавете Михайловне Терещенко) и жене – француженке Маргарет Ноэ, которые подключили все свои связи, и вышли на большевистских лидеров, заплатив за освобождение Михаила 100 тыс. руб. – ему удалось избежать неволи, или вообще – пули.
Его исчезновение из крепости было подано новой властью как бегство. Супруги Терещенко оказалось в Норвегии (в 1923 году они развелись, в 1926 Михаил Терещенко женится на норвежке).
В эмиграции Терещенко работал преимущественно в скандинавских странах, был довольно успешным предпринимателем. Дела вел по всей Европе и даже в колониях западных стран. Во время Второй мировой войны жил в Англии, затем в Монако. Умер в Монте-Карло.
Сегодня празднует свой день рождения Селин Дион (1968), всемирно известная канадская поп-дива, одна из самых высокооплачиваемых музыкантов современности.
По всему миру продано более 200 млн копий ее альбомов. Ее карьера – яркий пример успешного прорыва и завоевания франкоязычным артистом престижного англоязычного музыкального рынка.
Селин родилась в маленьком провинциальном городке Шарлемань, неподалеку от Монреаля (Квебек, Канада). Была младшей из 14 детей в рабочей семье франко-канадцев.
С детства пела. В 1973 году родители приобрели небольшой ресторанчик. Там в сопровождении аккордеона и скрипки, на которых играли родители, пятилетняя Селин стала впервые выступать перед публикой.
В возрасте 12 лет с помощью матери и старшего брата она записывает на кассету свою первую песню. Запись отправили знаменитому в то время местному музыкальному менеджеру. Исполнение Селин так его поразило, что он пообещал сделать из нее суперзвезду. Однако это оказалось не так просто.
Ни одна студия звукозаписи не решалась вкладывать свои деньги в подростка. Впрочем, это не помешало выпустить два первых альбома Селин – «La voix du bon Dieu» («Голос хорошего Господа») и «Céline Dion chante Noël» («Селин Дион воспевает Рождество»).
После выхода этих альбомов Селин называют сенсацией Канады, и уже через год она побеждает на Всемирном песенном Фестивале «Yamaha» в Токио. В 1983 году Селин становится первым канадским исполнителем, получает «золотую» сертификацию во Франции. Она выигрывает несколько наград «Félix Awards», в частности «лучше женское исполнение» и «открытие года».
Но по-настоящему дорогу в мировой шоу-бизнес ей открыла победа в песенном конкурсе Евровидение 1988 года, где молодая певица выступала от Швейцарии. В начале 90-х годов, после серии франкоязычных альбомов, Селин Дион начала выпускать англоязычные.
Ее песни возглавляли чарты в США, Великобритании, Австралии. С тех пор певица довольно успешна как в англоязычном, так и франкоязычном сегменте шоу-бизнеса. Селин Дион стала также первой канадкой, которая получила «Грэмми».
Годовщина смерти:
44 года со дня смерти Льва Ревуцкого (1889-1977), украинского композитора, педагога, музыкально-общественного деятеля, классика современной украинской музыки.
Родился в с. Иржавец неподалеку от Чернигова. Получил разностороннее образование, учился на юридическом факультете Киевского университета, в 1916 году окончил Киевскую консерваторию (учителем был Глиэр).
В дальнейшем совмещал композиторскую работу с преподавательской деятельностью.
Творческое наследие Льва Ревуцкого не слишком велико, но его Вторая симфония и Фортепианный концерт сыграли чрезвычайную роль в становлении важных жанров новой украинской музыке. Среди учеников Ревуцкого были Георгий и Платон Майбороды, Виталий Кирейко, Вадим Гомоляка, Анатолий Свечников.
ukrinform.ru/rubric-society/3217021-30-marta-pamatnye-daty.html