Основой для объединения двух немецких государств стал Договор об окончательном урегулировании в отношении Германии (также его называют Договор «Два плюс четыре» – по количеству стран, которые его подписали: ФРГ и ГДР плюс Великобритания, Франция, США и СССР).
Как известно, после Второй мировой войны территория Германия была разделена между странами-победительницами (США, Великобритания, Франция и СССР) на четыре зоны оккупации – советскую, французскую, британскую и американскую. Впоследствии западные государства объединили управления своих зон оккупации в Тризонию. Восточная часть Германии оставалась под управлением СССР. В мае 1949 года немецкие земли, находившиеся в западной зоне оккупации, объединились в Федеративную Республику Германия. Вместе с тем, Западный Берлин стал автономным самоуправляемым городом. В ответ на это, в октябре 1949 года в советской зоне оккупации была создана Германская Демократическая Республика.
В 1957 году ФРГ ввела так называемую «доктрину Хальштейна», которая предусматривала автоматический разрыв дипломатических отношений с любой страной, признавшей ГДР. В то же время, западная Германия категорически отвергла предложения восточногерманской стороны о создании конфедерации германских государств. В ответ на это ГДР, заявила о своих намерениях по контролю над Западным Берлином на том основании, что он находится «на их территории». В конце концов, в августе 1961 года немецкую столицу разъединили так называемой Берлинской стеной, которая до 9 ноября 1989 года служила государственной границей ГДР с Западным Берлином.
Процесс объединения Германии стал следствием общего кризиса социалистического строя, в частности острого кризиса в СССР. В результате объединения на территории бывшей ГДР было создано 5 новых земель – Мекленбург-Передняя Померания, Бранденбург, Саксония, Саксония-Анхальт и Тюрингия. Границы земель ФРГ не изменились.
Новая Германия стала членом ЕС и НАТО. Объединение Германии произошло при канцлерстве Гельмута Коля, который приложил немало усилий и проявил незаурядную решимость и настойчивость, чтобы Германия стала единой. За это он навсегда вошел в историю как «канцлер единства». «Шансы, что все закончится мирно, и не прольются реки крови, были пятьдесят на пятьдесят», – вспоминал впоследствии Коль.
События дня:
95 лет назад (1925) премьерой «Сорочинской ярмарки» Модеста Мусоргского в Харькове открылась Украинская государственная столичная опера, ныне Харьковский национальный академический театр оперы и балета им. Н. В. Лысенко.
«Дата 3 октября – дата историческая, потому что открытие украинской оперы – это не только рождение еще одного культурного учреждения, это новая эпоха», – подчеркивал в редакционной статье журнал «Новое искусство» № 1 за 1925 год. Репертуар первого сезона украинской оперы был традиционным: шесть западноевропейских опер и три российских.
К сожалению, ни одной украинской национальной классической оперы в репертуаре харьковчан не было. Именно репертуарная политика и вызвала многочисленные нарекания представителей художественной общественности. Высказывались даже мнения, что новый театр – это не украинская, а лишь искусственно украинизированная опера. Стоит отметить, что Украинская государственная столичная опера была открыта на базе постоянной оперной антрепризы, которая существовала в Харькове еще с 1880 года.
Даты дня:
168 лет со дня рождения Кириака Костанди (1852-1921), украинского живописца.
Фотокартка з журналу «Огонёк», 1910 рік (Вікіпедія)
Член Товарищества передвижников, член-основатель Товарищества южнорусских художников (существовало до 1920 года), один из основателей Одесского художественного музея (в 1917 году Костанди становится его хранителем и активно участвует в преобразовании его в Народный художественный музей).
С 1885 года – преподаватель Одесской рисовальной школы. Тридцать пять лет жизни и деятельности Костанди были связаны с этим заведением. Ему, педагогу и художнику, Одесская школа обязана своим особым стилем, отличавшим ее среди других художественных школ. Костанди как учитель дал путевку в жизнь многим выдающимся мастерам изобразительного искусства. Свои лучшие произведения художник написал в 90-е годы XIX в. («Старики», «Ранняя весна», «С птичьего полета», «Лето (на террасе)»).
Работы Костанди, созданные в этот период, сыграли значительную роль в развитии украинского бытового и пейзажного жанров. Современники называли Костанди певцом ранней весны и ароматной сирени, поэтом сумрака и тонкой вечерней грусти. Так же, как Левитан открыл поэзию северной природы, так и Костанди – южной.
Его ученик, известный художник Амшей Нюренберг (тот самый, название картины которого «Алые паруса» позаимствовал Александр Грин для своей знаменитой повести) писал в воспоминаниях: «Костанди почувствовал тонкую и горячую красоту одесского пейзажа. И сейчас вся одесская природа будто носит на себе легкую печать его удивительного глаза, взволнованного сердца…»
После смерти художника, осенью 1921 года, группа учеников и последователей Костанди решила продолжать его дело и организовала в Одессе Художественное общество им. К.К. Костанди, которое просуществовало до 1930 года и сыграло заметную роль в объединении творческих сил города.
В 1924 году Общество организовало первую посмертную выставку картин, рисунков и этюдов Костанди, на которой экспонировалось более 300 работ. Кроме этого, в Одессе ежегодно проводился «День сирени» как память о Костанди – художника, который через всю жизнь пронес чистую, большую любовь к природе и людям. Чтобы убедиться в этом стоит посетить музей и посмотреть на картины мастера.
95 лет со дня рождения Гора Видала (1925-2012), известного американского писателя, публициста, эссеиста, драматурга, общественного деятеля. Родился в семье хорошо известной в политических кругах США, учился в университетах Новой Англии.
Участник Второй мировой войны. Начиная с 50-х годов жил в Европе (преимущественно в Италии). В 60-70 гг. Видал активно участвовал в общественно-политической жизни США: выдвигал свою кандидатуру в Конгресс (1960), поддерживал предвыборные кампании Роберта Кеннеди (1968) и Дж. Картера (1976), был сопредседателем Народной партии.
Что касается литературного наследия Видала, то первым его значительным произведением был роман «Город и колонна» (1948), где едва ли не впервые в современной американской литературе поднималась тема гомосексуальности. Книга произвела фурор, у автора сразу же появились как ярые сторонники, так и непримиримые критики.
Дальнейшая его писательская карьера не была ровной. Среди самых известных произведений – трилогия в виде политического романа «Вашингтон, округ Колумбия», «Вице-президент Берр» и «1876», сатирический роман «Майра Брекенридж» и роман «Творения», который сам автор считал одним из своих лучших произведений.
Кроме романов, Гор Видал писал также пьесы (плодотворный «драматический» период у писателя был в 50-60-х годах), а также эссе, где о жесткой позиции автора можно узнать даже по заголовку: «Последняя империя», «Мечты о войне: кровь за нефть и хунта Чейни-Буша», «Имперская Америка» и др.
Годовщина смерти:
79 лет со дня смерти Остапа Луцкого (1883-1941), украинского общественно-политического деятеля, публициста, поэта, теоретика раннего украинского модернизма, одного из активных участников литературного процесса начала ХХ в.
(Вікіпедія)
Жизнь Остапа Луцкого, современника Леси Украинки, Ивана Франко, Ольги Кобылянской и Василия Стефаника (которых он хорошо знал), можно разделить на две части, одна из которых полностью принадлежала поэзии, а другая – общественной деятельности. Он был очень эрудированным, образованным человеком, знал несколько европейских языков. Образование получил в Пражском, Львовском и Краковском университетах.
По возвращении на родину принимал активное участие в литературной жизни Львова, стал одним из участников известной литературной группы «Молодая Муза»; впоследствии возглавил Черновицкую газету «Буковина». Оставил немалое наследство в области литературной критики.
Произведения Остапа Луцкого публиковались во львовской, варшавской и венской украиноязычной прессе. Во время Первой мировой войны Остап Луцкий был офицером австрийской армии, в 1918 году – адъютантом эрцгерцога Вильгельма Габсбурга; во время украино-польской войны 1918-1919 гг. – сотником Украинской Галицкой Армии; в 1920 – представителем украинской армии в штабе польского войска, связным Петлюры с Пилсудским. Даже во время боевых действий он находил время для поэзии – переводил с французского стихи Поля Верлена. После войны поэт поселился на Стрыйщине и погрузился в общественную жизнь, став одним из организаторов кооперативного движения в Галиции.
Он занимал должность директора банка «Крестьянская касса», впоследствии (1928-1939) стал председателем Центросоюза во Львове и директором Ревизионного союза украинских кооперативов. Во время оккупации Западной Украины Польшей проводил легальную парламентскую борьбу, сначала в качестве посла (1928-1935), затем как сенатор польского сейма (1935-1939).
В начале октября 1939 года был арестован органами НКВД и вывезен в концлагерь в Котлас (Архангельская обл.), где и погиб в 1941 году. Его сын – Юрий Луцкий, которому в 1937 удалось эмигрировать в Канаду, был известным литературоведом и переводчиком, популяризатором украинской литературы на Западе.
www.ukrinform.ru/rubric-society/3110841-3-oktabra-pamatnye-daty.html