День памяти жертв Голодоморов отмечается ежегодно в четвертую субботу ноября на основании президентских указов 1998 и 2007 годов.
В ХХ веке украинцы пережили три голодомора: 1921-1923, 1932-1933 и голод 1946-1947 годов. Впрочем, самым масштабным был Голод 1932-1933 годов – именно его сейчас называют геноцидом украинского народа совершенным сталинским режимом.
Украинские крестьяне стали следующими жертвами тогдашней власти после тотальных репрессий в отношении украинской интеллигенции и духовенства.
Массовому голоду в Украине предшествовал ряд событий. Так, 18 ноября 1932 года, вышло Постановление ЦК КП(б)У «О мерах по усилению хлебозаготовок», которое предусматривало наказание за невыполнение планов заготовки зерна – сельские хозяйства наказывались натуральными штрафами, то есть конфискацией 15-месячной нормы мяса.
Впоследствии перечень компенсационных продуктов был расширен картофелем и салом, в конце года – продуктами длительного хранения. Кроме того, выданное в этот же день Постановление «О ликвидации контрреволюционных гнезд и разгром кулацких групп» позволяло отбирать у крестьян хлеб по статье «контрреволюционные преступления».
Уже через несколько дней, 26 ноября, вышел приказ наркома юстиции и генерального прокурора УССР, в котором отмечалось, что «репрессии являются одним из мощных средств преодоления классового сопротивления хлебозаготовки». Таким образом, искусственно созданный голод стал хорошо продуманной и тщательно замаскированной карательной операцией.
Прежде всего, у украинских крестьян было отобрано выращенное ими зерно, дальше многочисленными натуральными штрафами и обысками были отобраны последние запасы продовольствия. В декабре 1932 года в 82 районах Украины была запрещена торговля, также прекратились поставки промышленных товаров.
В начале 1933 года запретом выезда из охваченной голодом Украины, крестьян лишили последних надежд на спасение. Оставшись без хлеба, голодающие крестьянские семьи употребляли в пищу различные суррогаты: кукурузные початки и стебли, просеянную шелухи, сушеную солому, гнилые арбузы и свеклу, картофельные очистки, стручки акации, толченую кору и листья деревьев.
Террор голодом, который длился в Украине в течение 22-х месяцев, унес жизни почти 4 миллионов человек.
На протяжении десятилетий тема Голодомора была табуированной. Пока существовал коммунистический режим, даже говорить о голоде тех лет было строго запрещено. Исследование этой трагедии началось в конце 80-х годов прошлого века.
Сейчас в Украине, согласно закону от 28 ноября 2006 года «О Голодоморе 1932-1933 годов в Украине», голод 1932-1933 годов расценивается как акт геноцида украинского народа, а его «публичное отрицание… признается надругательством над памятью миллионов жертв Голодомора, унижением достоинства украинского народа и является противоправным».
Постановлением Апелляционного суда Киева от 13 января 2010 года советские руководители – Иосиф Сталин, Вячеслав Молотов, Лазарь Каганович, Павел Постышев, Станислав Косиор, Влас Чубарь, Мендель Хатаевич, признаны виновными в организации Голодомора в Украине.
7 декабря 2016 года украинские парламентарии призвали и другие государства признать Голодомор геноцидом украинского народа.
Сейчас это сделали 17 стран мира. Еще 10 стран в официальных обращениях осудили Голодомор как акт уничтожения человечества, совершенный тоталитарным сталинским режимом или почтили память его жертв. Кроме того, Голодомор 1932-1933 годов в Украине был признан актом геноцида на региональном и муниципальном уровне в 8 странах.
Ежегодно Украинский институт национальной памяти предлагает специальную тему Дня для подчеркивания определенного аспекта трагедии Голодомора 1932-1933 гг.
В этом году она призвана напомнить, что к сохранению памяти о Голодоморе может присоединиться каждый, например, записав воспоминания еще живых очевидцев геноцида или передав в музей семейные артефакты, сохранившиеся с того времени. Лозунг кампании – «Сохрани память. Сохрани правду».
Общенациональные мероприятия ко Дню памяти жертв Голодомора пройдут по всей Украине. В этот день предусмотрены траурные мероприятия, проведение тематических научных, информационных и культурных мероприятий, выставок, презентаций документов, фото- и видеоматериалов.
Вместе с тем, на территории Украины будет приспущен Государственный флаг.
В 16.00 в каждом доме украинцы зажгут свечи памяти и присоединятся к общенациональной минуте молчания.
Даты дня:
263 года со дня рождения Уильяма Блейка (1757-1827), английского поэта и художника-гравера, философа-мистика. Каноническая фигура английской поэзии и живописи. Родился в Лондоне в семье торговца.
Учился в Королевской академии, но так и не закончил ее. В 25 лет женился на дочери бакалейщика Кэтрин Ваучер и счастливо прожил с ней 45 лет. Всю жизнь провел в Лондоне, работая над гравировальными досками. Блейк служил у издателя, но сам почти не печатался, и буквально собственными руками изготовил две свои эпохальные книги: «Песни зрелости» и «Песни опыта».
Из прижизненных сборников поэта сохранились считанные экземпляры и все они на сегодня библиографической редкостью. Под конец жизни он писал все меньше и меньше. Был знаком со многими выдающимися поэтами, художниками и общественными деятелями своего времени (Байрон, Шелли, Годвин, Флаксман и др.), выставлял картины в Академии художеств, но большинство современников видели в нем не столько поэта и художника, сколько «сумасшедшего».
Даже умирая, 70-летний Блейк на последние деньги купил не лекарство, а карандаш – он как раз работал над иллюстрациями к «Божественной комедии» Данте. Популярность Блейка в Англии и за ее пределами начала расти с середины XIX в., а основные научные издания его произведений вышли после 1957 года, когда отмечалось двухсотлетие со дня рождения поэта. Можно сказать, что Блейк оказался слишком сложным художником для современников.
Его творчество, глубокое и целостное, «расшифровывается» только сейчас. В Великобритании поэма Блейка «Иерусалим» стала едва ли не вторым национальным гимном, выставки его живописи и гравировальных работ проходят с непременным успехом в ведущих музеях мира. «Мое сердце переполнено будущим», – слова выдающегося англичанина оказались пророческими.
***
139 лет со дня рождения Стефана Цвайга (Цвейг; 1881-1942), австрийского писателя. Мастер психологической новеллы (сборники «Первые переживания», «Амок», «Встревоженное чувство»).
Автор романа «Нетерпение сердца», антифашистского произведения «Шахматная новелла», беллетризованных биографий (в частности, Стендаля, Диккенса, Казановы, Толстого, Достоевского, Фрейда, Ницше).
Конечно, творчество Стефана Цвейга нельзя сравнивать с творчеством таких гигантов немецкой прозы как Томас Манн или Герман Гессе (с которыми он, кстати, поддерживал дружеские отношения), но это и не нужно, потому что у него – свой неповторимый, камерный и ни на кого не похожий стиль.
Он виртуозно работал с документами, был большим психологом, а к тому же отлично владел словом. Захватывающие жизнеописания, созданные им на стыке документа и искусства и сегодня читаются с интересом.
В этот день родился Джон Гальяно (1960), один из самых известных и эпатажных современных кутюрье. Джон Гальяно родился в 1960 году в Гибралтаре в семье испанца и англичанки, а когда ему исполнилось 6 лет, семья переехала в Лондон, где юноша с отличием закончил колледж искусств св. Мартина.
Карьеру начинал в 1985 году, когда выпустил дипломную коллекцию одежды, на создание которой его вдохновила Французская революция. Вскоре он представил и свою первую коллекцию на Неделе моды в Лондоне.
В 1990-х годах Гальяно переехал в Париж, в 1995 году стал творческим директором модного дома Givenchy, а в 1996 году перешел на работу в Dior. Впрочем феерическая «эпоха Гальяно» неожиданно оборвалась в марте 2011 года, когда дизайнера отстранили от должности арт-директора СD за расистские и антисемитские высказывания в одном из ресторанов Парижа. Началось следствие, оказалось, что ранее был аналогичный случай, который удалось уладить. Дизайнеру были выдвинуты обвинения в антисемитизме, его оштрафовали и уволили с работы как в Dior, так и в собственном модном доме John Galliano.
Фэшн-тусовка разделилась: одни считали, что гениальному Гальяно можно простить подобные эскапады, а другие резонно доказывали, что отвечать за свои слова должен любой. Репутационный удар был достаточно ощутимый – в течение четырех лет после инцидента Гальяно ни разу никто не предложил работу дизайнера, если не считать сотрудничество с российской сетью парфюмерно-косметических товаров «Л`Етуаль».
Только в сентябре 2015 года Гальяно удалось получить работу, связанную с фэшн-дизайном. Он стал креативным директором бельгийской марки Maison Martin Margiela.
Годовщина смерти:
День памяти Аллы Горской (1929-1970), украинской общественной деятельницы, правозащитницы, художницы, шестидесятницы.
Алла Горская была убита 28 ноября 1970 года в Василькове, что на Киевщине по политическим мотивам. Тогдашняя официальная версия – Горскую убил свекор, который затем и сам покончил с собой, бросившись под поезд. Советские карательные органы могли придумать любую «легенду», лишь бы завуалировать собственное преступление.
Известно, что в последнее время художнице постоянно звонили неизвестные, угрожали, за ней следили. Алла Горская была дочерью известного кинодеятеля Александра Горского, одного из основателей украинского кино (сотрудничал с Довженко). Родилась в Ялте.
Выпускница Киевского художественного института. В течение 1959-1962 гг. работала над произведениями шахтерского цикла, выполняла работы в селах Чернобыльского района Киевской области. С 1962 проводила общественную деятельность в клубе творческой молодежи «Современник».
Участвовала в выявлении мест захоронений расстрелянных органами НКВД на Лукьяновском и Васильковском кладбищах, в Быковне.
С 1965 активно участвовала в диссидентском движении: подавала письма-протесты в органы госбезопасности, выезжала на политические суды, в т.ч. на суд, вершившийся над В. Чорновилом во Львове, оказывала моральную и материальную поддержку политзаключенным и членам их семей. В 1968 подписала «Письмо-протест 139» против нарушений Конституции СССР на политических судах. Дважды исключалась из Союза художников.
В 1965-1970 гг. выполнила в соавторстве ряд монументальных мозаик в городах Киев, Донецк, Жданов (ныне Мариуполь) и Краснодон. Горская была одной из самых ярких личностей среди всей плеяды женщин-шестидесятниц. Сравнить ее можно разве что с Линой Костенко. Обе – статные, гордые, яркие, с буйно-золотистыми прическами. Горская всегда называла вещи своими именами, а не вуалируя правды. Кто-то кому-то не мог прямо сказать, что тот пишет бездарные стихи, или прозу, а Горская могла. Кто-то отводил взгляд, смущаясь, когда ему в глаза врали (а подобное случалось на каждом шагу), а Горская взгляд не отводила, смотря лгуну или клеветнику прямо в глаза. И зло от того прямого, как будто рентгеновского взгляда никло. «Алла, как и Лина, – человек!», – заметил как-то один из близких друзей Горской.
Она могла высказаться беспощадно, почти грубо. В гневе была настоящей фурией, а с друзьями, перед которыми благоговела – чрезвычайно мягкой. А еще она отличалась особенным царственно-пренебрежительным отношением к «благам земным».
Убийство Горской нанесло ощутимый удар по всей украинской интеллигенции… «Среди нас всех не было живее человека, чем Алла. Она была – сама жизнь. Она должна была пережить нас всех…» (Ирина Жиленко, украинская поэтесса-шестидесятница).
www.ukrinform.ru/rubric-society/3144474-28-noabra-pamatnye-daty.html