Афанасий Заливаха (1925-2007), лауреат премии им. Василия Стуса (1989, первый лауреат), премии им. Т. Шевченко (1995, за произведения последних лет).
«Наш Панасик, Панасичок», – так называли его друзья-шестидесятники – Иван Светличный, Иван Дзюба, Вячеслав Чорновил, Алла Горская, Михайлина Коцюбинская и другие. А еще отмечали его удивительную доброту и благородство. Товарищи говорили, что когда он приезжал в Киев – городом протекал праздник.
Родом Афанасий Заливаха с Харьковщины. Во время Великого Голода семье удалось вырваться из села и переехать на Дальний Восток. Если бы остались – умерли бы. Учился в Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени Ильи Репина в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург), но в 1947 году был исключен за «поведение, недостойное советского студента». Впоследствии восстановился и закончил его в 1960 году. После этого работал в Тюмени и Ивано-Франковске (художником художественного фонда).
В 1965 году был приговорен к пяти годам ссылки, наказание отбывал в мордовских лагерях. Впоследствии печально шутил по этому поводу: «Окончил мордовскую академию». Во время пребывания в лагерях много переписывался с друзьями (по крайней мере, с теми, кто этого не боялся). Его письма – настоящие гимны и оды к тому, кому адресованы.
О себе писал довольно скупо. Чрезвычайно интересной является его переписка с Аллой Горской. О ссылке вспоминал всегда с теплотой: вернее, о людях, с которыми его там свела судьба. «Приехал в мордовский лагерь, смотрю, а там полный интернационал. И армяне высшего полета, и москвичи-философы. Тогда как раз сидели Даниэль и Синявский. Но в основном зона была украинская. Правда, к началу 70-х режим на зоне начал сгущаться…»
Сколько работ создал Заливаха, никому неизвестно. Лишь в 2003 году он издал свой первый альбом. Более 200 работ художника были уничтожены. В том числе и витраж «Тарас Шевченко», созданный Заливахой в соавторстве с Аллой Горской, Людмилой Семикиной, Галиной Севрук и Галиной Зубченко для Киевского университета.
Витраж сразу же после установки был завешен синим плюшем, а затем варварски разбит. Начались (вернее продолжились) гонения на авторов, в апреле 1964 художников исключили из Союза художников.
Об Афанасии Заливахе можно прочитать в книге Богдана Горыня «Афанасий Заливаха: выбор пути».
События дня:
145 лет назад (1875) первых пациентов приняла Александровская больница – одна из старейших больниц Украины, ныне Александровская клиническая больница г. Киева – учреждение здравоохранения, памятник архитектуры, истории и культуры Киева.
На ее строительство были потрачены главным образом городские средства, но к ним добавились и пожертвования – преимущественно от киевского купечества, которое сочувствовало доброму делу, и лично от жены мэра княгини Елены Демидовой-Сан-Донато. Начальная застройка больницы была осуществлена по проекту молодого городского архитектора Владимира Николаева и была сначала деревянной.
Возведение капитальных кирпичных корпусов началось в 1883 году, они сохранились до нашего времени. В советское время больницу переименовали в честь Октябрьской Революции. Она и в дальнейшем оставалась не только большим лечебным центром, но и местом, где ведущие специалисты делились опытом с начинающими медиками. Здесь работали знаменитые врачи – терапевты Николай Стражеско и Макс Губергриц, невропатолог Борис Маньковский, акушер-гинеколог Александр Лурье, венеролог Иван Потоцкий, педиатр Федор Румянцев и ряд других.
В 2007 году Киевский городской совет вернул больнице ее историческое название – «Александровская клиническая больница». Сейчас это ведущее лечебное заведение Киева, которое ежегодно предоставляет стационарную помощь 40 тысячам пациентам, а 100 тыс. людей – консультативные услуги в поликлинике. Во время пандемии коронавируса Александровская больница стала одной из госпитальных баз для больных COVID-19.
Даты дня:
В этот день исполнилось бы 86 лет Юрию Литвину (1934-1984), украинскому правозащитнику, члену Украинской Хельсинской группы, писателю и журналисту. За свои прожитые 47 лет Юрий Литвин пять раз представал перед судом и в целом был осужден на 41 год, отсидел 22.
В 1953-1955 гг. отбывал наказание на строительстве Куйбышевской ГЭС. Вскоре после освобождения, в 1956, Литвина арестовывают второй раз. На этот раз его обвинили в создании в заключении подпольной националистической организации «Группа Освобождения Украины» и приговорили к 10 годам лишения свободы.
Наказание отбывал в лагерях Иркутской области и мордовских лагерях для политзаключенных. В заключении писал стихи, а в 1965 закончил сборник «Трагическая галерея» – рассказ о преступлениях тоталитарной системы против украинского народа. После освобождения жил в Красноярске. 14 ноября 1974 года Юрия Литвина снова арестовали, обвинив в «клеветнических измышлениях, порочащих советское государство и общественный строй». Освободившись Литвин становится членом Украинской Хельсинкской группы.
В апреле 1979 года написал работу «Правозащитное движение в Украине, его основы и перспективы», где, в частности, отметил: «…Инакомыслие в Украине имеет свои глубокие революционно-демократические и либеральные традиции… Свободолюбие, демократизм являются характерными признаками как украинцев, так и всей украинской нации».
Через несколько месяцев, в августе, тяжело больного Литвина арестовывают снова. Формально его обвинили в оказании сопротивления работникам милиции, но за 1,5 месяца до окончания срока, в июне 1982 года, Литвина осудили за участие в Украинской Хельсинской группе, в тот раз советская власть определила его как «особо опасного рецидивиста», присудив наказание 10 лет заключения и 5 лет ссылки.
Кроме того, Литвину инкриминировали написание ряда статей, а также «возведение клеветы на органы советской власти в устной форме». К делу были приобщены написанные ранее документы: «Борцам за свободу и независимость Чехословакии», «Слово о кающихся грешниках», «Некролог», «Обращение к Дж.Картеру», «Советское государство и советский рабочий класс» и другие публицистические произведения. Отбывал наказание в лагерях строгого режима Пермской области, где в то время находилось большинство участников украинского правозащитного движения: Алексей Тихий, Левко Лукьяненко, Иван Кандыба, Богдан Ребрик, Василий Стус, Михаил Горынь, Николай Горбаль и другие.
24 августа 1984 года Юрия Литвина нашли в камере с разрезанным животом, а 5 сентября он скончался в больнице в городе Чусовой Пермской области. Через пять лет, в 1989 году, прах Юрия Литвина, Василия Стуса и Алексея Тихого перевезли в Киев и с почестями похоронили на Байковом кладбище.
Сегодня празднует день рождения Тина Тернер (1939), американская певица, автор песен, танцовщица и актриса. За блестящий артистизм, темперамент и сценическую экспрессивность ее называли королевой рок-н-ролла.
Участвовала в записи саундтрека к фильмам «Безумный Макс-3» (также исполнительница роли), «Золотой глаз», «Мисс Конгениальность-2». Многократная обладательница премии «Грэмми».
Песенная карьера Тины Тернер началась в 18 лет. Девушка (в то время школьница и молодая мама) стала вокалисткой в рок-группе Kings of Rhythm. Ее тогдашний муж – темнокожий музыкант Айк Тернер придумал ей новое имя Тина. Супруги работали вместе. 60-70-е годы прошлого века – пик их совместной карьеры. В конце 60-х годов группа выступала даже «на разогреве» у Rolling Stones.
А после исполнения песни «A Fool in Love» (1960) 21-летняя Тина Тернер стала настоящей звездой. Впрочем, со славой пришли и испытания, которые Айк Тернер не выдержал. Музыкант начал употреблять наркотики и бить жену. Для Тины наступили тяжелые времена, которые продолжались почти 16 лет. На людях певица пыталась играть роль суперстар, а за кулисами превращалась в рабыню мужа-тирана. С каждым разом отношение Айка становилось все более грубым, а побои более жестокими. Ей все труднее было гримировать синяки, скрывая следы пыток, а в глазах, что ранее сияли от счастья и излучали радость и жизнелюбие, теперь не было ничего кроме боли и отчаяния.
В конце концов, точкой в этой драме стала неудачная попытка самоубийства. После этого Тина окончательно бросает мужа, и убегает из дома с 36 центами в кармане. Почти с нуля начинает самостоятельную сольную карьеру. Постепенно, год за годом, начинается ее триумфальное восхождение на вершины мирового шоубиза. Она не только смогла вернуть ранее утраченные позиции, но и завоевать новые. Звезда Тины Тернер засияла с новой силой, ее песни становились мировыми хитами, на ее концерты приходили сотни тысяч зрителей, а хрипловатый голос был узнаваем на всех континентах.
Все, что она пережила, обо всех своих радостях и скорбях она рассказала в автобиографической книге «Я, Тина», а также в многочисленных интервью. Она всегда была искренней и откровенной – толи давая интервью Опре Уинфри, или выступая перед многотысячной аудиторией. За это ее любили и продолжают любить до сих пор.
С 1996 года артистка живет в Швейцарии, является гражданкой этой страны. Замужем за немецким музыкальным продюсером Эрвином Бахом, который моложе ее на 17 лет. В их семье царят мир и любовь. В 2005 году она прекратила выступления, но в 2008 вернулась на большую сцену, выступив на пятидесятой церемонии Grammy. 69-летняя Тина Тернер пела вместе с 27-летней Бейонсе. Это было впечатляющее действо.
Однажды в интервью журналу Rolling Stone Тина Тернер сказала: «Чего бы мне хотелось? Хотелось бы, чтобы мы, черные, могли стать такими же необычными, какими были до тех пор, пока не попали в рабство. Это желание возвращается – найти достоинство и не чувствовать себя людьми второго сорта».
Годовщина смерти:
52 года со дня смерти Эптона Билла Синклера (1878-1968), американского писателя. Писал преимущественно социальные романы («Трущобы», «Столица», «Король Уголь», «Нефть»).
Книги Эптона Синклера повлияли на творчество Драйзера, Синклера Льюиса и на Стейнбека, хотя и все эти писатели, как романисты, превзошли своего вдохновителя. Чарли Чаплин, который дружил с Синклером, говорил, что не помнит его без улыбки. Этот летописец американской нищеты, грязи и горя был очень компанейским и веселым человеком.
В конце 30-х годов 60-летний Синклер начал писать серию романов о Ленни Бедди. Один из романов этой серии – «Зубы дракона», был удостоен Пулитцеровской премии. Вся серия называлась «Конец света», впрочем, несмотря на такое несколько пессимистическое название, она стала настолько популярной в США, что сделала, наконец, Синклера богатым человеком.
Сегодня интерес к творческому наследию писателя заметно оживился: последний пример тому – довольно удачная экранизация синклеровского романа «Нефть», осуществленная Полом Томасом Андерсоном в 2007 году. Тема власти, политики, диктата корпораций, «грязных» денег с одной стороны и судьбы рядового («маленького») американца с другой – в кризисные времена снова становится актуальной. И не только для Америки.
www.ukrinform.ru/rubric-society/3142816-26-noabra-pamatnye-daty.html