Основной задачей общества стало содействие просвещению украинского народа в культурном, национально-политическом и экономическом направлениях. По своей структуре «Просвита» сначала была одноступенчатой организацией и имела лишь один Главный отдел во Львове. Устав 1870 года предоставлял возможность учреждать филиалы в уездах (первый филиал открыт в с. Бортники в 1875). На начало 1890-х годов «Просвита» получила возможность открывать собственные читальни.
В 1914 году читальни действовали в 75 % украинских населенных пунктах Галиции, в 1939 году сетью филиалов и читален «Просвиты» было охвачено 85 % западноукраинских земель. За 60 лет «Просвита» выдала около 1000 названий изданий (среди них и учебники). В 1878 году в «Просвите» выходит первый украинский молитвенник, написанный народным языком. Просвитяне были причастны к основанию украинских школ в условиях утверждения галицким сеймом польского языка как правительственного (1868), присылали петиции в деле основания кафедры украинской истории в Львовском университете. Оставляя за собой культурно-просветительскую функцию, «Просвита» дала начало многочисленным экономическим, финансовым, спортивным и др. институтам. Задавшись целью улучшить материальный уровень жизни украинцев, как необходимое условие их культурного развития, «Просвита» учредила при читальнях магазины, кооперативы, молочарни, ссудо-сберегательные кассы.
Для способной молодежи общество назначило стипендии и устраивало стажировку в Европе. Образовательные общества по примеру галицкого и под названием «Просвита» после 1905 года появились в Одессе, Николаеве, Екатеринославе, Каменец-Подольском, Житомире, Чернигове, Мелитополе и других городах Украины. В 1917-1922 гг. ячейки «Просвиты» стали центрами украинской национальной жизни на центрально и восточноукраинских землях (в 1922 большевики ликвидировали более 4000 филиалов «Просвиты»). На Западной Украине «Просвита» существовала до 1939 года.
В 1990 году общество возобновило свою работу под названием Общество украинского языка им. Т. Шевченко «Просвита», с 1991 года – Всеукраинское общество «Просвита» имени Тараса Шевченко. Ныне Общество занимается развитием национальной культуры, возрождением исторической памяти, формированием национального сознания. Ячейки Общества находятся в каждом областном центре Украины.
***
Сегодня же, по инициативе ООН, отмечается Международный день солидарности людей.
(http://inpress.ua/society)
Генеральная Ассамблея ООН резолюцией от 22 декабря 2005 года провозгласила 20 декабря Международным днем солидарности людей. Солидарность – единство убеждений и действий, взаимопомощь и поддержка членов социальной группы, основывающиеся на общности интересов и необходимости достижения общих групповых целей, совместная ответственность.
Одним из основополагающих принципов ООН с момента ее основания является солидарность с людьми, которые страдают от нищеты и угнетения. Создание Организации Объединенных Наций способствовало сближению народов и стран мира с целью защиты мира, прав человека и социально-экономического развития. Кроме того, неуклонно следуя духу солидарности, Организация в своей повседневной деятельности возлагается на «осуществление международного сотрудничества в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера».
Генеральная ассамблея ООН отметила, что солидарность является одной из фундаментальных и универсальных ценностей, которые должны лежать в основе международных отношений в XXI веке.
События дня:
В этот день, в 1616 году, в типографии Киево-Печерской лавры увидела свет первая датированная книга «Часослов» – богослужебная книга, содержащая тексты неизменных молитв суточного богослужебного круга.
(http://litopys.net/uk/thisday)
Название книги происходит от слова «часы», то есть части церковной службы. Кроме постоянных молитв, в Часослове помещены переменные песнопения (тропари, кондаки), пасхалия, нужные указания церковного устава и тому подобное.
Часослов был самой популярной церковной книгой в средневековой Украины, имел много изданий и широко использовался как книга для чтения при обучении грамоте; немало текстов Часослова заучивалось наизусть.
Даты дня:
127 лет со дня рождения Алексея Никитича Гилярова (1891-1938), первого украинского академика-философа, профессора Киевского университета (1891).
(“Википедия”)
Сын известного историка философии и религиоведа, издателя, одного из «столпов славянофильства» Никиты Петровича Гилярова-Платонова. Окончил классическое отделение историко-филологического факультета Московского университета. Преподавал в гимназиях древние и русский языки, читал курсы по эстетике и философии Платона и Аристотеля в Московском университете. После защиты магистерской диссертации (1888) начал работать в Киевском университете. Читал различные курсы по истории древней, средневековой и новой философии, сосредотачиваясь на изложении идей Платона, которого считал центральной фигурой в истории мировой философии, Аристотеля, Спинозы, Юма, Канта, Шопенгауэра, а также курсы по логике, психологии и педагогики. С 1906 года преподавал и на Высших женских курсах.
Как отмечает один из современных исследователей научного наследия А.Н. Гилярова, «…энциклопедическая эрудиция, четкость мысли, высокий интеллект и безупречный художественный вкус Гилярова поражали современников, и он всю жизнь пользовался всеобщим уважением студентов и преподавателей. Отличала его и принципиальная аполитичность. К большевикам относился отрицательно, но активно против них не выступал». Вместе с Вернадским (который кстати был его соседом) организовывал ВУАН; был первым академиком-философом. В 20-х годах создал и возглавил Семинар по изучению общественной жизни (с 1925 – Семинар социальной философии) и сплотил вокруг себя молодых киевских философов.
Пытался понять смысл марксизма. Впрочем давление на ученого усиливалось, его обвиняли в идеализме и к началу 30-х годов он оказался в идейном вакууме. От ссылки в Сибирь или расстрела его спас почтенный возраст – как-никак, а профессору в ту пору было уже за 80… Умер и похоронен в Киеве на Байковом кладбище (могилу разрушили). Многие из его учеников погибли во время сталинщины; его сын – блестящий киевский искусствовед Сергей Алексеевич Гиляров погиб от истощения в Лукьяновской тюрьме в 1946 году. О философе Алексее Никитиче Гилярове можно почитать у Константина Паустовского в автобиографической повести «Беспокойная юность».
В этот день родился Василий Слипак (1974-2016), украинский оперный певец (бас-баритон), солист Парижской национальной оперы, волонтер, участник боевых действий во время войны на Востоке Украины, позывной «Миф».
Родился во Львове. Вся жизнь Василия была связана с пением. Девятилетним мальчиком он начал петь во Львовской государственной академической хоровой капелле «Дударик». Вместе с капелчанами выступал на ведущих концертных площадках как Украины так и мира (Национальная опера Украины, Национальная филармония, Карнеги-Холл, собор Парижской Богоматери концертные залы Канады, Италии, Голландии, Бельгии Швейцарии, Прибалтики).
Затем окончил Львовскую консерваторию. Еще во время учебы принимал участие во многих музыкальных конкурсах и проектах. В 1997 году успешно преодолел конкурсное испытание на вступление в состав Парижской национальной оперы. Его голос позволил ему начать успешную сольную карьеру во Франции и Европе. Почти двадцать лет Василий Слипак прожил за границей.
Свои последние концерты певец дал 25-27 мая 2016 года в храме Святой Троицы в г. Лионе (Франция). Любимой арией Василия была партия Мефистофеля в опере Шарля Гуно «Фауст». Отсюда появился и позывной «Миф», с которым Василий Слипак воевал на передовой. Но его любимой песней была нежная и лирическая «Месяц на небе…» Был известен своей волонтерской деятельностью и благотворительностью.
Еще в начале 90-х, сразу после провозглашения независимости, Василий Слипак с братом Орестом были среди первых, кто присоединился к движению «Вера и свет», солидаризируясь с людьми с особыми потребностями. Во время Революции достоинства не мог вылететь в Киев, так как у него был контракт с оперой Бастилии. Впрочем, стал активным участником всего, что происходило в диаспоре: поддержал Парижский евромайдан, постоянно отправлял на Майдан передачи с гуманитарной помощью, собирал деньги, устраивал благотворительные концерты.
Когда на Донбассе началась война, создал благотворительную организацию «Fraternité Ukrainienne/Украинское братство», помогал украинским защитникам, познакомился с воинами Добровольческого украинского корпуса «Правый сектор», впоследствии сам присоединился к ним. «Я пропустил Майдан, но войну не пропущу», – сказал Василий. Он не пропустил войны, так же, как она не пропустила его. Он трижды был на фронте. Впервые поехал на войну в мае 2015 года. Воевал в Песках в районе Донецкого аэропорта. Участвовал в боях за Авдеевку в составе 1-й отдельной штурмовой роты 7-го отдельного батальона Добровольческого украинского корпуса. Вернулся раненым. Второй раз поехал на фронт в сентябре 2015 года, в Водяное, на линию соприкосновения, в октябре вернулся в Париж.
В июне 2016 года вновь уехал на Донбасс. Планировал остаться там на полгода. Но 29 июня 2016 погиб в бою от пули вражеского снайпера. 30 июня 2016 Василий Слипак был награжден Орденом «За мужество» I ст. (посмертно) – за личное мужество, проявленное в защите государственного суверенитета и территориальной целостности Украины, самоотверженное служение Украинскому народу. Вместе с тем, он стал первым Героем Украины среди добровольцев.
Похоронен на Аллее героев Лычаковского кладбища Львова. Уже даже после смерти Василий послужил толчком для изменений в Украине: после его гибели было принято соответствующее законодательство, касающееся добровольцев, которых приравняли к воинам Вооруженных Сил.
Годовщины смерти:
50 лет со дня смерти Джона Эрнста Стейнбека (1902-1968), американского писателя, лауреата Нобелевской премии по литературе (1962). Автор социального романа «Гроздья гнева», романа «Зима тревоги нашей», сборников рассказов «Рыжий пони», повести «Консервный ряд». Путь Стейнбека к литературным вершинам не был легким. К моменту, когда ему вручали награду от президента США и «нобелевку», а для молодежи он стал настоящим литературным гуру, Стейнбек сменил массу занятий и профессий: батрачил на ранчо, подрабатывал на строительстве дорог, мыл пробирки в лаборатории, стоял за прилавком галантерейного магазинчика.
Его родители, люди весьма скромного состояния, не могли постоянно помогать сыну (в семье было еще три дочери), и молодые годы будущего писателя прошли в борьбе за образование, которое можно было получить лишь ценой тяжелого труда. «Я очень нуждаюсь. Сначала мне надо накормить других, а уже потом поесть самому. Я должен жить среди грязной посуды и засаленных фартуков, чтобы получить право изучать психологию и логику», – писал он, делясь впечатлениями от работы в кафе калифорнийского городка Пало-Альто. Стейнбек так и не закончил курса в Стэнфордском университете.
https://www.ukrinform.ru/rubric-society/2604015-20-dekabra-pamatnye-daty.html