Решение о проведении дня было принято Департаментом общественной информации ООН накануне Международного дня родного языка, который отмечается ежегодно 21 февраля по инициативе ЮНЕСКО.
Цель проведения дней шести официальных языков ООН – расширение информированности по истории, культуре и развитию каждого из языков ООН. Их, как известно – шесть: английский, арабский, испанский, французский, русский и собственно китайский.
День китайского языка отмечается ежегодно 20 апреля, начиная с 2010 года и посвящен он Цан Цзе – основателю китайской письменности, придворному историографу легендарного императора Хуан-ди («Желтый император»). Именно Цан Цзе создал набор пиктограмм, которые впоследствии послужили основой для иероглифов.
Всего в китайском языке насчитывается 80 тыс. иероглифов, но активно используются от 3 до 5 тысяч. Даже если вы изучите 500 иероглифов, то поймете до 80% обычного современного китайского текста. Если же возникнет желание читать газеты и неспециализированные журналы, то придется учить в 3 тыс. иероглифов. Когда же захочется насладиться поэзией Ли Бо или Ду Фу, или же почитать какой-то из романов современного китайского писателя нобелевского лауреата Мо Яня, тогда за дело нужно будет взяться более серьезно и фундаментально.
На сегодня в мире наблюдается настоящий бум на изучение китайского языка, что является вполне естественным явлением, сопутствующим росту экономической и политической мощи государства. Не обошел он и Украину.
Язык Поднебесной изучают во многих школах, к тому же подготовку специалистов по китайскому языку осуществляют 9 украинских вузов. Письменный китайский язык является одним из самых тяжелых и самых древних языков в мире.
Первым памятникам китайской письменности более 6 тыс. лет. На сегодня на китайском языке говорят более 1,2 млрд человек. Он имеет статус официального языка в Китае, Тайване, Сингапуре, Гонконге, его той или иной степени используют в Таиланде, Вьетнаме, Мьянме, Камбодже, Корее, Индонезии, Малайзии и Филиппинах.
Даты дня:
В этот день 1891 года родился Юрий Тютюнник (1891-1930), известный украинский военный деятель, генерал-хорунжий Армии УНР.
Родился Юрий Тютюнник на Черкасщине. Учился в сельской школе, закончил агрошколу в Умани. В годы Первой мировой войны находился на фронте, получил офицерский чин. Весной 1917 года делегаты Всеукраинского военного съезда вводят его в состав Центральной Рады.
Осенью 1917 года Юрий Тютюнник организует в Звенигороде Киш свободного казачества, который нанес ощутимые удары частям 58-й большевистской армии. В 1917 году Тютюнник немало сделал для украинизации частей российской армии.
Во время австро-немецкой оккупации был одним из организаторов крестьянского восстания против немцев и гетмана Павла Скоропадского. Именно Тютюнник помогал Директории прийти к власти – он возглавлял в Киеве подпольный революционный комитет, а подчиненные ему военизированные отряды в первой половине декабря 1918 года захватили Печерск и другие районы украинской столицы.
В феврале 1919 части войск под руководством Тютюнника объединились с отрядами атамана Григорьева. Вскоре повстанцы вместе с Красной армией вели бои против войск Антанты и деникинцев и заняли в марте 1919 года Херсон и Одессу. Но довольно быстро и Тютюнник, и Григорьев поняли коварные намерения большевиков и повернули оружие против России.
С декабря 1919 Тютюнник был помощником командующего Армии УНР; возглавлял второй Зимний поход Армии УНР. Операция была проведена в ноябре 1921 года, однако украинские войска потерпели сокрушительное поражение от большевиков. Тютюннику с небольшим отрядом удалось попасть на территорию Польши.
В 1923 году нелегально переправился на территорию УССР, был схвачен. Москва требовала его немедленного расстрела, но украинские большевики настояли на том, что влиятельного западного генерала можно (и нужно) перед тем использовать «по полной». Шантажом Тютюнника заставили написать покаянное письмо, публично признать свои «ошибки», а заодно и советскую власть.
Он поселился в Харькове, даже преподавал в Харьковской школе красных старшин (правда, этот факт кажется сомнительным). Написал воспоминания о Зимнем походе, несколько киносценариев, в том числе и сценарий к фильму «Звенигора» (вместе с Майклом Йогансеном и Довженко). Работал редактором художественных фильмов, даже сыграл роль (очень унизительную) самого себя в фильме «ПКП» («Пилсудский купил Петлюру»). Но он был обречен.
В 1929 году Юрий Тютюнник был арестован, вывезен в Москву и без суда расстрелян в октябре 1930-го. Жена до последнего надеялась на чудо и слала запросы и письма во все инстанции с просьбой сообщить о судьбе мужа. Об исполнении приговора ей сообщили только в 1932 году.
***
118 лет со дня рождения Гео Шкурупия (1903-1937), украинского поэта, журналиста.
Известен и как прозаик, автор остросюжетных рассказов (сборники «Победитель дракона», «Приключения машиниста Хорна») и романов («Жанна батальйонерка» (1930) и «Дверь в день» (1929).
Родился в Бендерах. Детство прошло на Подолье. Мать была учительницей, отец работал на железной дороге машинистом. Гео (тогда еще Георгий-Юрий) окончил гимназию в Киеве, учился в Киевском институте внешних сношений. Как и отец служил на железной дороге.
Еще в 16 лет начал заниматься журналистикой, которая впоследствии и стала его главной профессией. Печататься начал с 1920 года. Александр Белецкий, выдающийся украинский литературовед и критик, писал о рассказах Шкурупия «Шкурупий, разумеется, ориентируется на Европу.
Молодость, алчная на всякие впечатление, вместе с тем и литературные, сделала его сборник излишне литературным: почти каждый рассказ вызывает книжные воспоминания… но согласимся, что в целом сборник Шкурупия – интересное явление в нашей молодой беллетристике… в литературе, что, по сути, только теперь встала на ноги и выходит в «большой мир», такие явления нужны и помогают ей идти вперед».
Юрий Лавриненко в антологии «расстрелянного возрождения» отмечает: «…Надо признать, что этот поэт… выдающийся после Семенко создатель украинского футуризма, несмотря на много выходок и пустых фраз, сумел создать себе совершенно особое место в литературе того периода; «король футуропрерий», как он себя называл, послужил также и к развитию неоромантизма».
В 1935 году Шкурупия арестовали и сослали в концлагерь на Соловки. Расстрелян в 1937.
Годовщина смерти:
23 года со дня смерти Октавио Паса (1914-1998), мексиканского поэта, публициста, культуролога, дипломата, лауреата Нобелевской премии по литературе (1990).
Автор сборников стихов «Корень человека», «Под твоей ясной тенью», «На краю света», публицистических произведений, эссе «Лабиринт одиночества
Октавио Пас опубликовал свои первые стихи, когда ему было шестнадцать лет, а уже через год вышло его эссе. Достаточно яркая, по литературным меркам, биография классика мексиканской литературы сама кажется сюжетом какого-то темпераментного латиноамериканского рассказа.
Первые писательские пробы выходца из обедневшей аристократической семьи были замечены Пабло Нерудой, и чилийский поэт пригласил Паса посетить республиканскую Испанию. Здесь Пас вошел в круг таких литераторов, как Андре Мальро, Андре Жид, Антонио Мачадо. Но прокоммунистические симпатии Паса оказались своеобразными: впоследствии он называл себя «левым, утратившим иллюзии».
В конце 40-х годов он порывает с левыми силами, к тому же публикует в Аргентине материалы о сталинских лагерях смерти, чем вызывает невероятное возмущение коммунистов и леворадикалов (между прочим, и самого Ж.-П. Сартра).
В 1946 году Октавио Пас становится культурным атташе в Париже. Он дослужился до ранга посла, но в 1968, выражая протест против жестоких действий мексиканского правительства, оставил службу.
Наиболее известны два литературных труда Паса: эссе 1950 года «Лабиринт одиночества», где говорится о мексиканской истории как поиске национальной идентичности, и поэма «Камень солнца», где Пас раскритиковал горделивую (даже напыщенную) апатию, которая является, по мнению автора, характерной чертой многих мексиканцев.
Ясность стиля, присущая эссеистике Паса, заставила многих мексиканских авторов отказаться от традиционной напыщенности. Проза Паса – это проза поэта, и фразы его эссе почти так же весомы, как и строки стихов. Несмотря на то, что Пас, как и подавляющее большинство всех латиноамериканских интеллектуалов, имел левые взгляды – он был строгим критиком кубинского и никарагуанского режимов, которые считал абсолютно тоталитарными.
Пас жил на одной из самых многолюдных улиц Мехико, в просторной квартире, полной книг и раритетов доколумбовой Америки. «Я – житель Мехико и должен жить, как и все горожане. Я обожаю мой город. Он был когда-то невероятно прекрасным, и когда-то он вернет себе свою красоту», – отметил писатель в одном из интервью.
ukrinform.ru/rubric-society/3230380-20-aprela-pamatnye-daty.html