Иван Драч лауреат Государственной премии Украины им. Т. Шевченко (1976). Автор сборников стихов «Подсолнух» (1962), «Протуберанцы солнца» (1965), «Корень и крона» (1974), «Тележинцы» (1985), «Противные строфы» (2005) и др. Драч является также автором сценариев кинофильмов, которые давно стали классикой украинского кино: «Каменный крест», «Колодец для жаждущих», «Пропавшая грамота». Ему принадлежат переводы стихов Циприяна Норвида, Поля Элюара, Фредерико Гарсиа Лорки, Назыма Хикмета. Возглавлял Государственный комитет информационной политики, телевидения и радиовещания Украины, был народным депутатом, первым председателем Народного Руха Украины. К слову, Драч никогда не считал себя диссидентом. Он сравнивал себя с «волом, рабочей пчелой». За свою жизнь он успел создать столько, сколько хватило бы на несколько жизней, реализовав свою жизненную программу по максимуму, хотя сам скромно утверждал, что «очень мало достиг». Именно как и положено «трудящейся пчеле», а не прыгающей блохе. Его энергия, упрямый оптимизм и вера – в жизнь, в людей, в собственную страну (и это несмотря на личные трагедии) – поражает и вдохновляет более молодых. Уважение вызывает не только количество сделанного Драчем, но и качество. Художник никогда не опускался ниже определенного уровня, не был замечен в халтуре. Поэт Иван Драч – это легкая ирония и философичность без занудства. Он – настоящий интеллектуал, широко и в цветах видел мир и тонко понимал его. Но, пожалуй, самая главная черта Ивана Драча – это честность. Он был честным поэтом, честным политиком, и остался просто честным человеком, а это немалая добродетель на все времена. Она – на вес золота, так же, как и ее носители.
События дня:
230 лет назад (1789) началось восстание в селе Турбаи (ныне Полтавская область) – одно из крупнейших антикрепостнических крестьянских выступлений на Левобережной Украине второй половины XVIII века.
(сайт globino.com.ua)
Восстание отличалось продолжительностью, напряженностью и драматизмом, а толчком к его началу стало закрепощение крестьян. Все жители Турбаев на начала XVIII века были казаками, но их насильно превратили в феодально-зависимых крестьян.
В 1776 году владельцами Турбаев стали помещики Базилевские. В течение многих десятилетий турбаивцы через гетманско-старшинские и царские органы добивались возвращения в казацкое сословие. Однако государственные учреждения отвечали категорическими отказами. В 1788 году Сенат признал казацкие права и привилегии лишь за 76 турбаивскими семьями (в селе в то время проживало около 2 тысяч человек). Это вызвало возмущение остальных крестьян.
В начале января 1789 года они отказались выполнять феодальные повинности и платить налоги в пользу владельцев села и создали крестьянско-казацкое самоуправление: выбрали атамана, судью и писаря, которые сосредоточивали всю полноту исполнительной власти. Важнейшие вопросы решались на общем сходе жителей села. Довольно скоро Турбаи выпали из орбиты царских органов власти и управлялись исключительно выборными представителями. Вскоре сюда прибыли царские чиновники, но турбаивцы потребовали: или всех жителей записывают в казаки, или они скорее погибнут, но не признают других решений, если только «всем царством придут нас брать». 19 июня вспыхнуло восстание. Крестьяне захватили чиновников земского суда, расправились с помещиками Базилевскими, конфисковали барское имущество, заставили судебных чиновников признать их всех казаками.
В течение четырех лет власть в Турбаях принадлежала «Громадській збірні», которая осуществила перераспределение угодий и имущества помещиков, вела переговоры с царскими властями, играла большую роль в консолидации восставших. Вскоре к Турбаям присоединилось и несколько близлежащих сел. Царское правительство пыталось сначала уладить конфликт без применения военной силы (да и не до Турбаев было – русско-турецкая война, Французская буржуазная революция и др.), но крестьяне не хотели идти ни на какие компромиссы. Терпение в Петербурге в конце концов лопнуло, и по указанию Екатерины II в местные власти прибегли к жестоким карательным действиям.
В июне 1793 года в Турбаи вошли батальон Бугского егерского полка и 200 казаков полка Бокова. Активных участников восстания арестовали. С июля 1793 до конца 1794 длился суд над трубаивцами. Многих из них приговорили к избиению плетьми и пожизненным каторжным работам в Сибири. Трубаи были переименованы в Скорбное, а его жители переселены в безводные степи Таврии. Название селу – Турбаи, вернули в июне 1919 года.
Даты дня:
396 лет со дня рождения Блеза Паскаля (1623-1662), знаменитого мыслителя французского классицизма, математика, физика.
(Вікіпедія)
Труды Паскаля касаются проективной геометрии (теорема Паскаля), теории чисел, комбинаторики, алгебры, теории вероятностей, атмосферного давления, гидростатики и тому подобное. Паскаль в детстве был гениально одаренным ребенком. В шестнадцать лет он написал трактат о конических сечениях, поразивший Декарта зрелостью мысли и поставил юношу в ряд ведущих ученых мира; в восемнадцать – сконструировал первую вычислительную машину, а с 23 лет начал серьезно заниматься физикой, сделав ряд важных научных открытий. После смерти отца Паскаль оставил занятия наукой и погрузился в пучину светской жизни – он становится членом кружка «либерантов», среди которых были видные ученые, последователи философии Гассенди, и светские люди, прожигатели жизни. Впрочем, до конца расстаться с любимой его сердцу математикой он был не в силах, поэтому именно в этот период пишет свой трактат о треугольнике, который чрезвычайно обогатил геометрию новыми теоремами.
С 1654 года начинается совершенно новый период в жизни молодого ученого. Именно в этом году тридцатилетний Паскаль переживает духовный кризис, внезапное мистическое «озарение», религиозное обращение, которое побудило его оставить мирскую жизнь и уйти в янсенистской монастырь Пор-Рояль (толчком к этому стала дорожная авария, в результате которой Паскаль едва не погиб). В монастыре он прожил последние девять лет своей жизни. Здесь были написаны его «Письма к провинциалу», здесь была задумана и начата главная книга жизни «Апология христианской религии», которая осталась в виде связанных в пакеты листов бумаги, на которых Паскаль записывал свои мысли. После его смерти эти листы были собраны и опубликованы под названием «Мысли Паскаля о религии и других предметах». «Мысли» Паскаля выданы и на украинском.
82 года со дня рождения Андре Глюксмана (1937-2015), известного французского философа, политолога, писателя.
Андре Глюксман родился в Париже. Мать была активисткой левого движения, отец – родом из Черновцов, подростком перебрался в Вену. Как солдат австро-венгерской армии воевал в Первой мировой, проехал Европу и Ближний Восток. Родители были среди основателей Коммунистической партии Палестины. 1937-го года от гестапо бежали в Париж. Отец погиб в 1940. Мать вместе с тремя детьми осталась в оккупированной нацистами столице Франции, семья едва избежала депортации. Женщине предложили перебраться в СССР, но она отказалась и они осталась во Франции.
После освобождения страны Андре жил в детдоме для еврейских детей со всей Европы. Окончил философское отделение Эколь-Нормаль (Париж). В 1956-м с группой юношей отказался распространять коммунистическую прессу, что одобряла вторжение советских войск в Венгрию. За это исключили из Коммунистической партии. Был участником студенческой революции во Франции 1968 года. Работал в Сорбонне ассистентом философа-либерала Раймона Арона. Исследовал тему угрозы ядерной войны.
Самая известная работа – «Кухарка и людоед, размышления о государстве, марксизме и концлагерях» (1975), где он проводит параллель между нацизмом и коммунизмом. Андре Глюксман поддерживал диссидентские движения в СССР и странах Восточной Европы. Вместе с вдовой Андрея Сахарова Еленой Боннэр написал книгу «На защите свободы». В 2000 году посетил Чечню. Посещал и Украину (1970, 1990-1991), в том числе выступал в институте философии НАН Украины. В книге «Молчите: убивают», которую написал в соавторстве с Тьерри Вольтон, объясняет, почему Голодомор следует считать геноцидом.
Тяжело больной философ не смог приехать в Украину чтобы лично поддержать украинцев во время Революции Достоинства, поэтому написанное им обращение к украинцам 9 февраля 2014 года зачитала на Майдане писательница Галина Аккерман. Невесткой Андре Глюксмана была Эка Згуладзе, бывшый первый заместитель министра внутренних дел Украины. В издательстве «Дух и Литера» выходили произведения философа. 10 ноября 2015 года Андре Глюксман умер от рака.
72 года со дня рождения Салмана Рушди (1947), известного британского писателя индийского происхождения.
Автор скандально известной книги «Сатанинские стихи» (1988), которую в Иране и во многих других странах Ближнего Востока восприняли как откровенное оскорбление пророка Мухаммеда. Именно благодаря этой книге и скандала, связанного с ней, Салман Рушди стал всемирно известным. Иранский аятолла Хомейни публично проклял писателя и призвал мусульман к его физическому уничтожению. В ответ Великобритания разорвала дипломатические отношения с Ираном, а Рушди вынужден был скрываться.
Лучшее произведение Рушди – роман «Дети полуночи», за который он получил престижную «Букеровскую премию» 1981 года. Кроме того, он является автором романов «Стыд», «Клоун Шалимар», сказки «Гарун и Море Историй», автобиографической книги. Критики классифицируют творчество Рушди как «магический реализм», самыми яркими представителями которого являются Маркес и Павич. Кстати, именно «Сто лет одиночества» – любимый роман Рушди.
Писатель родился в Бомбее в мусульманской семье. С 14 лет живет в Великобритании. Именно в этой стране он получил высшее образование (изучал историю в Кембридже) и прославился. Писатель четыре раза был в браке.
www.ukrinform.ru/rubric-society/2723168-19-iuna-pamatnye-daty.html