Песах – один из центральных праздников, посвященный Исходу евреев из Египта. Название с иврита переводится как «пройти мимо». Так как фараон не хотел отпускать евреев из египетского рабства, Всевышний наслал на Египет свою «десятую казнь» – гибель всех первенцев. Но смерть не коснулась семей евреев – косяки их домов были отмечены кровью жертвенных ягнят.
А еще Песах называют праздником пресных хлебцев: выход из Египта был настолько поспешен и стремителен, что людям не хватало времени ждать, пока сойдет тесто для хлеба. В дороге они вынуждены были есть пресные хлебцы из муки, смешанной с водой. Поэтому во время Песаха иудеи едят только пресный хлеб (мацу), строго соблюдая инструкции Торы, которая категорически запрещает во время праздника иметь даже крошку хамеца – продукта, в котором содержатся зерновые, подвергшихся закваске (хлеб, пиво и т.д.). От любого хамеца нужно обязательно избавляться.
В ночь на субботу евреи осуществляют особую трапезу – так называемый пасхальный седер («порядок»), во время которой читают «Пасхальную Агаду» – книгу, в которой говорится об истории исхода из Египта.
То, что евреи ставят на стол перед началом седера, является частью самой Агады, эта пища вплетена в повествование. На столе обязательно должен быть корень хрена (это напоминание о горечи рабства в Египте), харосет – смесь натертого яблока с молотыми орехами, вином, сахаром и корицей, символизирующая тяжесть труда – глину, из которой евреи производили кирпич для фараона, зелень петрушки и сельдерея (надежда на будущее), зажаренный кусок баранины с косточкой (пасхального агнца, заколотого накануне исхода), вареное яйцо (жертвы, которые приносили в Храме), соленую воду, в которую погружают зелень (соленые слезы прошлого). Строгий и торжественный ритуал седера приписывает выпить ночью четыре бокала вина, есть хлеб бедности – мацу и закончить трапезу афикоманом – кусочком мацы, отложенным вначале седера.
Заканчивают празднование Песаха на восьмой день. В этот день читают утреннюю молитву, а также устраивают специальную «трапезу Мошиаха» – едят мацу и пьют четыре бокала вина.
События дня:
В этот день 1917 года, в Киеве начался Всеукраинский национальный конгресс, созванный Украинской Центральной Радой.
Это событие, которое происходило в четверг, пятницу и субботу пасхальной недели 1917 года в зале Купеческого собрания (теперь Национальная филармония Украины), стало эпохальной вехой национального возрождения Украины, одним из важнейших событий начального этапа Украинской революции.
Всеукраинский национальный конгресс стал первым представительным форумом украинского движения в Украине, который превратил Украинскую Центральную Раду (создана в Киеве 17 марта 1917) из региональной на всеукраинскую организацию. Конгресс, на который собралось 900 делегатов от политических, культурных и профессиональных организаций со всей Украины, а также от Украинской Бессарабии, Дона и Кубани, решительно высказался за предоставление Украине автономного статуса в рамках будущей Российской федеративной республики и провозгласил Центральную Раду всеукраинским краевым представительным органом.
Тогда же состоялись перевыборы Президиума Центрального Совета. Михаил Грушевский остался председателем, а его заместителями стали радикальный социал-демократ Владимир Винниченко и социал-либерал Сергей Ефремов. С этого момента, почувствовав широкую поддержку на местах и предвидя создание широкой сети украинских комитетов на сельском, уездном и губернском уровнях, Центральная Рада начала осознавать себя высшим представительным органом украинского народа тех территорий, где украинцы составляли большинство населения. Следовательно, ее будущая конфронтация и борьба с Советом объединенных общественных организаций, заседания которой уже в конце весны представители украинских организаций перестали посещать, становились неизбежными.
19 апреля 1930 года, в Харькове, завершился сфабрикованный советскими карательными органами судебный процесс по делу «Союза освобождения Украины» – первый большой судебный процесс над украинской интеллигенцией.
Судилище над участниками СВУ началось 9 марта и продолжалось 40 дней. Это было настоящее шоу, ведь происходило оно не в зловещих подвалах ГПУ, а в зале Харьковского оперного театра, который обустроили под судебный зал.
Всего на скамье подсудимых были 45 человек – два академика, 15 профессоров, учителя, редакторы, библиотекари, даже два студента. Всех подсудимых обвиняли в создании подпольной контрреволюционной организации «Союз освобождения Украины», подготовке вооруженного восстания против советской власти, связям с зарубежными петлюровскими центрами, и других преступлениях. Все обвиняемые были признаны виновными и приговорены к различным срокам тюремного заключения и ссылки.
Дело «Союза освобождения Украины» стало первым крупным сфальсифицированным сталинским процессом 30-х годов и своеобразным сигналом к началу массовых репрессий против национально ориентированной интеллигенции по всем областям Украины. Всего в связи с делом СВУ было арестовано около 5 тыс. человек (в основном научных работников, вузовских преподавателей, учителей, врачей, студентов и т.д.). После процесса СВУ, во время которого назывались имена многих членов ВУАН, значительно жестче стала цензура научных изданий, а самые активные секции академии начали расформировываться.
Так, в 1931 году распустили историческую секцию, возглавляемую Михаилом Грушевским, его самого отправили в Россию, где он вскоре и умер во время лечения. Его учеников и коллег подвергли репрессиям – ни один из них не смог пережить сталинские времена. Этими жестокими методами, как отмечает британский исследователь Роберт Конквест, «старая украинская интеллигенция была практически стерта с лица земли».
www.ukrinform.ru/rubric-society/2683523-19-aprela-pamatnye-daty.html
Праздники:
День подснежника.
Годовщина победы в Плайя-Хирон.
Праздник Небесной Императрицы Мацзу.
История:
1943 Началось вооруженное восстание узников варшавского гетто против нацистов.
1970 С конвейера сошел первый автомобиль “ВАЗ-2101”.
Родились в этот день:
1492 Пьетро Аретино итальянский писатель эпохи Возрождения.
1957 Бронислав Виногродский китаевед, переводчик, писатель, общественный деятель.
1772 Давид Рикардо английский экономист, классик политической экономии.
telegraf.com.ua/history/4965969-znamenatelnyie-sobyitiya-v-istorii-19-aprelya-2019-goda.html
Даты дня:
247 лет со дня рождения Давида Рикардо (1772-1823), английского экономиста, одного из основателей классической политической экономии Основная работа – «Основы политической экономии и налогообложения». Последователь и одновременно оппонент Адама Смита. Сторонник трудовой теории стоимости. О финансах и экономике Давид Рикардо знал не понаслышке: он родился в португальско-еврейской семье биржевого маклера.
(Вікіпедія)
Был третьим из 17 детей. До его рождения семья жила в Голландии. В этой стране он учился до 14 лет. Затем приехал в Лондон и начал помогать отцу на Лондонской фондовой бирже. В 16 лет он уже был правой рукой отца и мог самостоятельно проводить те или иные торговые и биржевые операции.
Впрочем, в 21 год Давид отказывается от традиционного иудаизма, переходит в протестантизм и женится на англичанке. Для семьи это было досадной неожиданностью. Отец лишает его права на наследство, мать не разговаривает; его выгоняют из дома. Но к тому времени Давид успел заработать и сэкономить определенные средства (примерно 800 фунтов), что позволило ему без посторонней поддержки содержать семью. К тому же он был талантливым биржевым маклером. До 38 лет Давид Рикардо становится заметным лондонским финансистом.
В 42 он отошел от активной деятельности, посвятив себя научным исследованиям в области экономической теории. Его состояние превысило миллион фунтов, он купил большой особняк в Глостершире и вел жизнь богатого землевладельца. В 1819 году был избран членом Палаты общин (депутатство он купил, но потом начал выступать против такого обычая). Часто выступал по экономическим вопросам. Серьезно интересоваться экономикой Давид Рикардо начал с 1799 года после прочтения книги Адама Смита «Богатство народов». Рикардо был сторонником концепции полного экономического либерализма, противником любого государственного вмешательства в экономику.
Годовщина смерти:
День памяти Николая Костомарова (1817-1885), украинского историка, этнографа, писателя, общественного деятеля, одного из основателей Кирилло-Мефодиевского братства (написал его программные документы «Книга бытия украинского народа», «Правила» и две обращения).
Окончил Харьковский университет. Адъюнкт-профессор Киевского университета. Профессор Петербургского университета, сотрудник журнала «Основа», редактор сборника «Акты Южной и Западной России». Огромное научное наследие Костомарова содержит фундаментальные труды по истории Украины XVI-XVIII веков – «Богдан Хмельницкий», «Мазепа и Мазепинцы», «Гетманство Юрия Хмельницкого», «Павел Полуботок» и др. Автор сборников стихов «Украинские баллады» и «Ветка», исторических драм «Савва Чалый», «Переяславская ночь», повестей, сказок. Почти 10 последних лет жизни Костомаров прожил в селе Дедовцы под Прилуками (родовое имение жены), где он поправлялся после инсульта.
Современники историка в своих мемуарах охотно рассказывают о Костомарове-человека, отмечая его феноменальную память, а заодно и многочисленные «профессорские» чудачества. Живя в Дедовцах, Костомаров любил гулять по лесу, собирая цветы, которые засовывал в петельки и карманы пиджака, или же в шляпу. Боялся жары и ссорился с родными за открытые окна; вопреки запрету врачей каждое утро обливался холодной водой. Был капризный к еде: обязательно требовал, чтобы рыба, перед тем, как ее почистят и зажарят, непременно была живой (то же самое требовалось, когда речь шла о курином бульоне). На склоне лет был очень рассеянным.
www.ukrinform.ru/rubric-society/2683523-19-aprela-pamatnye-daty.html