Праздник будет длиться с вечера 18 сентября по вечер 20 сентября. Согласно иудейскому календарю, это 5781 «от сотворения мира».
Точный перевод Рош ха-Шана – начало года, поэтому этот праздник называют еще «Головой года».
Согласно преданию, именно в этот день, на шестой день творения Господь создал и первого человека – Адама. На Рош ха-Шана провозглашается царство Бога над всем живым. Иудеи верят, что каждый год, в эти священные дни, Всевышний совершает суд над человечеством, определяя, что должно произойти с каждым в грядущем году: кому – разбогатеть, кому – обанкротиться, кому жениться, а кому умереть. Это время духовного отчета за прошлый год и обязательство измениться к лучшему в будущем.
Одним из главных атрибутов этого праздника является шофар – полый бараний рог, трубные звуки которого устойчиво ассоциируются с Рош ха-Шана.
На праздничном столе иудеев в эти дни можно увидеть сладости, мед (чтобы год был «сладким»), рыбью или баранью голову (чтобы быть «во главе», а не в хвосте), морковь кружочками – по форме и по цвету, она напоминает золотые монетки, богатство; овощи и фрукты – в знак надежды на обильный урожай.
С Рош ха-Шана начинаются 10 дней молитв и покаяния, которые еще называются «страшными и большими», а заканчиваются они главным и торжественным иудейским праздником Йом-Кипур («Судный день»).
Особенно торжественно отмечают этот праздник хасиды, которые ежегодно массово приезжают со всего мира в Умань на могилу цадика Нахмана – основателя брацлавского хасидизма. Обычно на празднование Рош ха-Шана сюда приезжало 20-30 тысяч паломников из разных стран. В этом году, из-за пандемии коронавируса Украина ограничила паломничество хасидов в Умань.
События дня:
18 сентября 1918 года был основан Одесский национальный политехнический университет – старейшее высшее техническое учебное заведение на юге Украины. История Одесского политеха начинается в начале 1918 года из создания комитета по организации в Одессе политехнического института.
(odessa.online)
14 мая 1918 года Одесская Городская Дума приняла постановление, в котором в частности говорилось «Для организации подготовки инженеров предприятиям города и всего Юга Украины создать в Одессе политехникум (институт)… ассигновать на оборудование политехникума в Одессе 100 тыс. рублей…»
И вот 18 сентября 1918 года состоялось официальное открытие Одесского политехнического института (ОПИ). Одесские газеты сообщали, что в 12:00 в этот день в зале Технического общества (сегодня – Новосельского, 4) «скромно и бесшумно, но сердечно и тепло Одесса отпраздновала открытие долгожданного и так необходимого для промышленности юга Украины, Одесского политехнического института».
На момент открытия институт состоял из трех факультетов: механического с электромеханическим, кораблестроительным и механическим отделениями; инженерно-строительного с инженерно-гидротехническим и санитарно-техническим отделениями экономического из административно-финансовым и торгово-промышленным отделениями.
В 1993 году Одесский политехнический институт был переименован в Одесский государственный политехнический университет, а в 2001 году ВУЗу присвоен статус национального. Сейчас в Одесском национальном политехническом университете насчитывается 13 учебно-научных институтов, 2 факультета, 64 кафедры, 3 колледжа, 1 высшее профессиональное училище.
***
18 сентября 1965 года остров Хортица был объявлен Государственным историко-культурным заповедником.
(volnorez.com.ua/novosti)
Принятие этого решения состоялось при поддержке писателей Максима Рыльского, Павла Тычины, Олеся Гончара и общественных организаций.
И только 6 апреля 1993 года постановлением Кабинета Министров Украины «О Национальном заповеднике «Хортица»» государственному историко-культурному заповеднику был присвоен статус Национального. Сейчас в состав заповедника входят территории о. Хортица и прилегающие к нему острова и скалы Байда, Дубовый, Розстьобин, Три Стога, Средняя, Близнецы, урочище Воронка на правом берегу Днепра. Общая площадь заповедника составляет 2359,34 га.
Даты дня:
В этот день родился Михаил Драгоманов (1841-1895), украинский общественно-политический деятель, мыслитель, ученый в области общественных наук.
Родился он в Гадяче на Полтавщине, в семье мелких дворян. Имел двух братьев и сестру Ольгу, более известную под своим литературным псевдонимом – Елена Пчелка (она же мать Леси Украинки). Учился в Гадяцком уездном училище и Полтавской гимназии, из которой был исключен в последнем классе «за дерзость». Впоследствии окончил историко-филологический факультет Киевского университета.
Защитил диссертацию, преподавал. Читал лекции по общей и древней истории. Содержал большую семью, платил за обучение братьев и сестер. Деньги на это зарабатывал лекциями в гимназии, газетной и журнальной работой. Возглавлял левое крыло киевской «Громады».
В 1876 году за свободомыслие уволен из университета, вынужден был эмигрировать. Жил в Вене, Женеве, Софии. С 1889 – профессор кафедры истории Софийского университета. Российские власти неоднократно требовали от болгарской стороны отказаться от услуг Драгоманова, но та на требования российского царизма не обращала внимания.
Драгоманова в Болгарии очень ценили, помнят его и сейчас – 170-летие ученого в 2011 году было отмечено на государственном уровне не только в Украине, но и в Болгарии.
Несколько лет подряд в Софии проходят научные конференции «Драгомановские студии». У нас наследие выдающегося ученого, а это труды по истории, политологии, литературоведению, фольклористике до сих пор не прочитаны и не изучены. Даже не существует полного издания его произведений, а они бы составили примерно 20 томов. Идеалом Драгоманова был социализм западноевропейского образца.
Он не терпел национализма. Ни какого – ни российского, ни европейского, ни родного украинского. Был космополитом. Говорил, что слабина украинского движения в том, что он романтично эмоциональный. Замечал, что когда украинство станет трудолюбивым и сильным, тогда и заслужит право называться Украиной, а не Малороссией. Драгоманов считал, что политическую свободу в России украинцы могут получить только одним путем – путем федерализации.
В этом он расходился со многими своими соотечественниками. Известный фольклорист Александр Лоначевський на то ему заметил: «Я еще никогда не видел москаля не обрусителя. Покажите мне хоть одного москаля, который не смотрел бы на Славянщину как на базар для своих товаров, такой базар, где они сами и цену назначают». Драгоманов без пиетета относился к классикам – даже к Шевченко. Немалый резонанс во всей Европе имела его статья «Турки внутренние и внешние» – в 1876 году россияне взялись как раз «освобождать братские народы Балкан», а Драгоманов подчеркивал, что не могут освобождать славян от турок те, кто сам порабощен «турками внутренними».
А еще, в статье «Внутреннее рабство и война за освобождение» он провозгласил необходимость освобождения самой России. «Пока есть болото, будут и черти», – писал Драгоманов.
По его мнению, главной задачей должно быть уничтожение «болота», то есть самодержавия. И цитата, которая считается едва ли не завещанием Драгоманова: «Только тогда, когда мы покажем свою силу, обратит на нас внимание Европа. Наивно ждать, чтобы круг людей, даже самых гуманных, беспокоился из-за других только оттого, что их бьют. Мало ли разве кого бьют на земном шаре?! Люди интересуются только теми, кто отбивается, – и таким только и помогают» (1895).
115 лет со дня рождения Греты Гарбо (1905-1990), американской актрисы шведского происхождения.
Известный английский кинокритик Александр Уокер писал в 1980 году: «В Голливуде были, есть и останутся только две большие «звезды» – Грета Гарбо и Чарли Чаплин. А другие, на первый взгляд не менее знаменитые и талантливые, были только подданными в свите этих некоронованных королей экрана».
Кстати, Чаплин был одним из любимых режиссеров Гарбо, она мечтала сняться хотя бы в одной из его кинолент, но у него были свои актрисы. Гарбо вообще любила комедии, хотя была вынуждена играть преимущественно «роковых женщин».
Неудивительно, что одной из ее любимых ролей была Ниночка в одноименной комедии эмигранта Эрнста Любича. Мало кто верил, что «холодная, недостижимая, таинственная» Гарбо сможет сыграть комедийную роль. А она с ней блестяще справилась.
Голливуд актриса воспринимала как вынужденную эмиграцию, жизнь на чужбине, в изгнании.
…В Голливуд она приехала 20-летней. Результаты первых фотопроб поразили опытных киношников – фото- и кинопленка «обожали» Гарбо. Она была безупречно фотогеничной. К тому же имела прекрасную актерскую интуицию. Режиссерам не надо было долго рассказывать и объяснять, куда ей смотреть, как склонять голову. В этом была ее уникальность.
Ее сравнивали с Дузе – эталоном актерского совершенства. Сама актриса никогда не была «жертвой красоты». «У меня никогда не было даже собственной шкатулки с косметикой! Разве можно представить себе голливудскую звезду без этого атрибута? Перед выходом на съемочную площадку я использовала только пудру, помаду и тушь для ресниц…». Последний раз актриса снялась в 1941 году.
В 1951 она приняла американское гражданство, а через два года купила роскошные апартаменты на Манхэттене, где уединенно жила, избегая каких-либо публичных заявлений, общения с прессой.
Лишь в конце жизни согласилась на цикл интервью шведскому журналисту Свену Броману. Результатом этих бесед стала книга «Разговоры с Гарбо», вышедшая в 1991 году, уже после смерти актрисы.
91 год со дня рождения Аллы Горской (1929-1970), украинской общественной деятельницы, правозащитницы, художницы, шестидесятницы. Алла Горская была дочерью известного кинодеятеля Александра Горского, одного из основателей украинского кино (сотрудничал с Довженко).
Родилась в Ялте. Выпускница Киевского художественного института.
В течение 1959-1962 гг. работала над произведениями шахтерского цикла, выполняла работы в селах Чернобыльского района Киевской области.
С 1962 проводила общественную деятельность в клубе творческой молодежи «Современник». Участвовала в выявлении мест захоронений расстрелянных органами НКВД на Лукьяновском и Васильковском кладбищах, в Быковне.
С 1965 активно участвовала в диссидентском движении: подавала письма-протесты в органы госбезопасности, выезжала на политические суды, в т.ч. на суд, вершившийся над В. Чорновилом во Львове, оказывала моральную и материальную поддержку политзаключенным и членам их семей. В 1968 подписала «Письмо-протест 139» против нарушений Конституции СССР на политических судах.
Дважды исключалась из Союза художников. В 1965-1970 гг. выполнила в соавторстве ряд монументальных мозаик в Киеве, Донецке, Мариуполе и Сорокино. Алла Горская была убита 28 ноября 1970 года в Василькове, что на Киевщине по политическим мотивам. Тогдашняя официальная версия – Горскую убил свекор, который затем и сам покончил с собой, бросившись под поезд. Советские карательные органы могли придумать любую «легенду», лишь бы завуалировать собственное преступление.
Известно, что в последнее время художнице постоянно звонили неизвестные, угрожали, за ней следили. Горская была одной из самых ярких личностей среди всей плеяды женщин-шестидесятниц. Сравнить ее можно разве что с Линой Костенко. Обе – статные, гордые, яркие, с буйно-золотистыми прическами.
Горская всегда называла вещи своими именами, а не вуалируя правды. Кто-то кому-то не мог прямо сказать, что тот пишет бездарные стихи, или прозу, а Горская могла. Кто-то отводил взгляд, смущаясь, когда ему в глаза врали (а подобное случалось на каждом шагу), а Горская взгляд не отводила, смотря лгуну или клеветнику прямо в глаза. И зло от того прямого, как будто рентгеновского взгляда никло. «Алла, как и Лина, – человек!», – заметил как-то один из близких друзей Горской. Она могла высказаться беспощадно, почти грубо. В гневе была настоящей фурией, а с друзьями, перед которыми благоговела – чрезвычайно мягкой. А еще она отличалась особенным царственно-пренебрежительным отношением к «благам земным». Убийство Горской нанесло ощутимый удар по всей украинской интеллигенции… «Среди нас всех не было живее человека, чем Алла. Она была – сама жизнь. Она должна была пережить нас всех…» (Ирина Жиленко, украинская поэтесса-шестидесятница).
www.ukrinform.ru/rubric-society/3101450-18-sentabra-pamatnye-daty.html