Михаил Сорока (1911-1971) – известный украинский политический деятель, правозащитник, члена ОУН, многолетний узник польских и советских концлагерей.
В заключении Михаил Сорока провел 34 года – половину своей жизни. Его жена – Екатерина Зарицкая отдала мордовским концлагерям 25 лет. После четырех месяцев счастливой семейной жизни, 22 марта 1940 года, за причастность к деятельности ОУН Михаил Сорока и Екатерина Зарицкая были арестованы большевиками и уже больше никогда в жизни не видели друг друга.
Только в 1991 году (в двадцатую годовщину смерти Сороки), многолетняя разлука закончилась – разобщенные жизнью, они соединились в могиле, когда прах Михаила Сороки был перевезен из Мордовии и вместе с прахом жены перезахоронен на Лычаковском кладбище во Львове. Их единственный сын Богдан (известный украинский художник-график), родился во львовской тюрьме в сентябре 1941 года, и уже с первых лет сознательной жизни стал объектом психологического террора чекистов.
В 1952 году Михаила Сороку обвинили в измене родине, антисоветской агитации, организации подполья и подготовке восстания, которое в его отсутствие произошло в Воркутинских лагерях. После неслыханно жестокого следствия его приговорили к смертной казни, которую заменили на 25 лет заключения. В 1954 Михаил Сорока, находясь в Степлаге, участвовал в Кенгирском восстании политзаключенных, написал гимн повстанцев «В горячих степях Казахстана».
С 60-х годов он отбывал наказание в мордовских лагерях. Везде, где был Михаил Михайлович, он организовывал литературные, исторические, религиозные вечера, поддерживал заключенных духовно и идеологически, за что его считали идейным патриархом политзаключенных советских концлагерей.
Задолго до смерти Михаил Сорока изложил собственное жизненное кредо в одном из писем: «…Я никому никогда не сделал обиды сознательно. Если и пришлось кому переживать из-за меня, то вопреки моему желанию… Чувствую себя спокойным, потому что моя совесть чиста, потому что то, за что уже пришлось много страдать лично, именуется Правдой. Чувство справедливости собственных поступков всегда будет источником равновесия и покоя души. Пока будет господствовать несправедливость, ложь, притеснение – до тех пор мне будет плохо жить, я буду бороться с этим. И потому, что чаще всего силу имеют те, что пользуются перечисленным, они будут держать за решеткой тех, кто выступает против господства зла…»
Даты дня:
165 лет со дня рождения Георгия Шлейфера (1855-1913), украинского архитектора и общественного деятеля. Сын известного киевского художника-портретиста и архитектора Павла Шлейфера.
Портрет Г. П. Шлейфера роботи О. О. Мурашка, 1911 рік (Вікіпедія)
После окончания Института гражданских инженеров в Петербурге работал в Киевской городской управе, занимался проблемами водоснабжения города (в частности, инициировал строительство городского водопровода и знаменитой «трубы» (дождевая канализация Крещатицкой долины)).
Вместе с архитектором Эдуардом Брадтманом совершил застройку города в районе современных улиц Архитектора Городецкого (бывшие Николаевская, Карла Маркса), Марии Заньковецкой.
Автор проекта здания театра «Соловцов» (теперь Киевский украинский драматический театр имени И. Франко), синагоги Лазаря Бродского, доходного дома на Крещатике 44 (надстроен Андреем Крауссом), здания Городского начального училища им. М. Бунге, четырехэтажного фешенебельного отеля «Континенталь» на 100 номеров (совместно с Брадтманом и Городецким; ныне консерватория).
Многие дома, построенные по архитекторским проектам Шлейфера, и ныне являются настоящим украшением Киева. Был председателем Городского кредитного общества, в течение 26 лет избирался гласным городской думы.
103 года со дня рождения Кэтрин Грэм (1917-2001), американского издателя, исполнительного директора и президента газеты Washington Post и еженедельника Newsweek, легенды мирового медиабизнеса. Кэтрин Грэм называли «железной леди американской журналистики», но до того, как получить такое красноречивое прозвище, она вовсе не была «железной».
Так, Кэтрин принадлежала к высшим слоям американского общества – она родилась в семье финансиста и издателя Юджина Мейера (в 1933 он купил за 825 тысяч долларов убыточную газету Washington Post; 1946 президент США Гарри Трумэн поставит его первым президентом Всемирного банка), получила отличное образование, потом вышла замуж за успешного издателя и политтехнолога Филиппа Грэма – чрезвычайно обаятельного мужчину, остроумного и активного.
Роль Кэтрин была довольно скромной – некая образцовая степфордская жена, безупречная во всем. Она должна была заниматься только семьей: дом, дети (их было четверо), светские приемы. Прямая спина и сдержанная приветливая улыбка на лице при любых обстоятельствах. Так ее воспитали с детства – в родительской семье царил культ этикета, но отсутствовала любовь. Поэтому девочка росла очень неуверенной: ни в себе, ни в том, что она делала. Зато Филипп безупречностью не выделялся: о его многочисленных романах знали все на свете, он любил выпить, к тому же, позволял публично унижать жену.
Все изменилось после самоубийства Филиппа в 1963 году. Кей Грэм вынуждена была временно возглавить издательский концерн Washington Post Company, но оказалось, что это надолго. 46-летняя домохозяйка, которая до этого понятия не имела, как это управлять медиахолдингом, довольно быстро вошла в курс дел, поняв механизмы действия всего концерна. Именно при Кэтрин Грэм Washington Post стала одним из самых влиятельных изданий США. И именно The Washington Post, несмотря на все усилия администрации президента Никсона, опубликовала в семидесятых годах секретный отчет, подготовленный Пентагоном по результатам войны во Вьетнаме, а затем подборку материалов, инициировавших «Уотергейтский скандал», в результате которого Никсон вынужден был уйти в отставку.
В 1997 году Кэтрин выдала мемуары «Личная история» – скромно сдержанные и одновременно очень откровенные, в которых нет ни одного намека на жалость к самой себе и фальшивых сантиментов. Книга была удостоена Пулитцеровской премии. Похороны Кэтрин Грэм в июле 2001 года стали событием национального масштаба. Тысячи американцев – как обычных граждан, так и представителей политического, интеллектуального истеблишмента США стояли под палящим солнцем, чтобы отдать дань памяти этой удивительно сильной женщине, которая смогла выйти за пределы мягкой гендерной сегрегации, построить успешную карьеру, стать сильным, мудрым и дальновидным руководителем. Вопреки всему.
В этот же день родился Ирвинг Пенн (1917-2009), американский фотограф, один из самых влиятельных фотографов ХХ века, гуру в области фотографии моды. Брат кинорежиссера Артура Пенна (1922-2010). До того как стать признанным фотохудожников, Ирвин Пенн довольно долго искал себя: учился в Школе искусств при Филадельфийском музее (ныне университет искусств), был дизайнером, художником. С 1940 года работал ассистентом легендарного арт-редактора Vogue Александра Либермана (кстати, киевлянина).
Первая фотография Ирвина Пенна на обложке Vogue появилась 1 октября 1943 года. Сотрудничество фотохудожника с журналом (американским, британским и французским изданиями) продолжалась почти до последних дней жизни Ирвина Пенна. Он был одним из первых, кто начал фотографировать модель на однородном белом или сером фоне, помещал модель в угол и тому подобное. Пенн сотрудничал с крупнейшими и известнейшими домами моды, но впоследствии потерял интерес к фэшн-индустрии и начал заниматься художественным фотопортретом и натюрмортом, перейдя на черно-белую гамму.
Фотографии Пенна находятся во многих крупнейших коллекциях, включая Музей современного искусства в Нью-Йорке, Музей Метрополитен, галерею американского искусства Addison, Балтиморский музей искусств. Его персональные выставки проводились в нью-йоркском Музее Метрополитен и Национальной галерее в Вашингтоне.
ukrinform.ru/rubric-society/3045379-16-iuna-pamatnye-daty.html