В конце мая 1637 в Правобережной Украине вспыхнуло восстание под руководством Павла Павлюка (Бута) против польского господства.
Вскоре восстание охватило и Левобережную Украину, где действовали повстанческие отряды во главе с полковниками Карпом Скиданом и Степаном Быховцом. На подавление восстания польское правительство бросило значительные военные силы (в т.ч. части венгерских и немецких наемников; всего около 15 тысяч человек) под командованием польского гетмана коронного Николая Потоцкого.
Решающее побоище состоялось возле с. Кумейки. В ходе боя польским войскам удалось окружить повстанцев. Построив наскоро лагерь, казаки целый день отражали яростные атаки шляхетской конницы, которую поддерживала пехота и артиллерия. Казацкое войско было хуже вооружено чем польское: очевидец писал, что «…не все имеют самопалы, некоторые только рогатины, косы, топоры»; но шли «очень смело и сердито».
Как свидетельствует Потоцкий, казаки сражались упорно. «Было такое упорное и настойчивое то хлопство, что никто из них не хотел «мира!» кричать, наоборот только кричали, чтобы одному на одном умирать…». Вечером Павлюк и Скидан с небольшими силами вышли из лагеря и отступили в Чигирин, где надеялись соединиться с другими повстанческими отрядами и пополнить запасы пороха.
Основные повстанческие силы во главе с Дмитрием Гуней (выдающимся казацким стратегом) продолжали бой до поздней ночи. Резня была страшная. Убитых казаков было до четырех тысяч, поляков – до трех. На рассвете следующего дня повстанцы начали отступать в Черкассы, а затем – в Боровицы (теперь село Чигиринськорго р-на Черкасской обл.), Где объединились с отрядом Павлюка. Через несколько дней под Боровицей начался новый бой с поляками.
Не имея возможности сломить сопротивление повстанцев, Николай Потоцкий, что имел «красноречивое» прозвище «Медвежья лапа», предложил начать переговоры. Во время переговоров Павел Павлюк, а также другие руководители восстания, были предательски схвачены (сдали свои же), и отправлены в Варшаву, где вскоре казнены. А казаков заставили написать унизительное «покаянное» письмо (писарем был Богдан Хмельницкий, что именно тогда находился на службе у Станислава Конецпольского). Таким образом, Речь Посполитая серьезно взялась за обуздание казачества.
Правда, через 10 лет украинцы под руководством того же Богдана Хмельницкого возьмут реванш под Желтыми Водами, Корсунем, Пилявцами, и разгромят польскую шляхту.
События дня:
В этот день, в 1981 году, в Польше во время забастовочного движения милиция расстреляла девять шахтеров угольной шахты Вуек в Катовице. Акция силовиков была частью общей операции по разгрому независимого профсоюза «Солидарность» после введения военного положения в 1981 году.
Она прошла технически успешно, однако в долгосрочной перспективе стала одним из факторов, которые сломали коммунистическую систему в Польше. Как известно, 13 декабря 1981 года, в Польше генералом Войцехом Ярузельским было объявлено о введении военного положения.
Еще в ночь с 12 на 13 декабря начались аресты активистов профсоюза «Солидарность». Среди них был и председатель профсоюзного комитета угольной шахты «Вуек» Ян Людвичек. Об аресте Людвичека узнали на шахте. В знак протеста члены комитета приняли решение начать забастовку. Начались забастовки и на других предприятиях и шахтах. Органам власти были выдвинуты требования немедленно освободить Людвичека, отменить военное положение, прекратить преследование «Солидарности».
Начались первые переговоры между представителями шахты и органами власти, однако никаких результатов они не принесли. Понимая, что власть может начать подтягивать силы для штурма, было принято решение начать оборону территории шахты силами самих горняков. Началось сооружение баррикад, были выставлены специальные посты наблюдения. 14 декабря жители жилого района, где проживали шахтерские семьи, начали помогать бастующим питанием, теплой одеждой. На следующий день стало известно о разгоне силами войск и милиции бастующих на шахтах Сташиц и Июльский Манифест.
С этого момента стало понятно, что следующей будет шахта Вуек. Утром 16 декабря началось стягивание к шахте военных и милицейских подразделений. Они состояли из 8 рот ZOMO (специальной милиции, аналог Беркута) при поддержке ORMO (милицейских резервистов) и NOMO, семи водометов, трех армейских мотострелковых рот (30 БМП) и одной танковой роты. Сначала силовики водометами разогнали людей у проходной шахты, затем, начался обстрел территории шахты спецсредствами со слезоточивым газом.
После этого стены территории шахты начали таранить танки, пропуская, таким образом, за собой бойцов ZOMO. Шахтеры сопротивлялись, используя свои инструменты и другие подручные средства. Во время столкновения были ранены 41 милиционер и бывший военный, 11 из них – тяжело. В разгар столкновений специальный взвод из состава ZOMO открыл огонь из боевого оружия по бастующим, убив 9 человек и 21-го ранив. К вечеру сопротивление бастующих стихло. Впоследствии трое шахтеров были осуждены на сроки заключения от трех до четырех лет.
После свержения коммунистического режима следствие по расстрелу шахтеров шахты Вуек продолжалось несколько лет и только 1 июня 2007 года 15 бывших сотрудников специального взвода были приговорены к тюремному заключению за участие в убийстве. Большинство из них получили от 2,5 до 3 лет тюремного заключения, командир взвода получил 11 лет. Но суд так и не смог установить того, кто отправил спецвзвод к Вуеку.
Даты дня:
245 лет со дня рождения Джейн Остин (1775-1817), английской писательницы.
Автор камерных романов из жизни провинциального дворянства «Гордость и предубеждение», «Здравый смысл и чувствительность», психологических романов «Мэнсфилд парк», «Эмма».
Манера письма Остин ироническая и ненавязчивая; проза отличается изысканной простотой и филигранной стилистической обработкой. Именно поэтому романы Остин остаются «читабельными» и в наше время (особенно в Великобритании). Произведения писательницы неоднократно экранизировались.
156 лет со дня рождения Джорджа Сантаяны (наст. – Хорхе Аугустин Николас Руис де Сантаяна; 1863-1952), американского философа, культуролога, писателя, одного из представителей критического реализма.
Создал учение о «царстве бытия», в центре которого – концепция «идеальных сущностей». Автор романа «Последний пуританин». Сантаяна определил доминантные тенденции философии нового времени и стал прекрасным примером синтеза европейской и американской мысли.
Он писал на английском, считается американским философом, но всю свою жизнь чувствовал себя испанцем. «Я пытался понятно объяснить на английском языке как можно больше не-английских вещей», – напишет он впоследствии. Ему это удалось. Хорхе Луис Борхес скажет о нем: «Настоящий испанец, хотя и стал соавтором музыки английского языка».
Первые девять лет своей жизни Сантаяна провел на родине, в Испании; следующие 40 лет – в Америке, и последние 40 – в Европе. В Америку его увезла мать – женщина решительная и несколько авантюрная. Жили они в Бостоне. Там Джордж закончил с отличием Бостонскую Латинскую школу, а вскоре и Гарвардский университет. Он увлекается античностью – Платоном, Аристотелем, немалое влияние оказывает на него Спиноза.
С 1889 года Сантаяна начинает преподавать в Гарварде и уже 1907 становится «полным» профессором Гарвардского университета (одним из самых молодых). В Америке он написал немало: это и «Постижение красоты» (классика эстетической мысли, яркая поэтическая книга), «Толкование поэзии и религии», «Ветры доктрин», а также вершину американского периода – 5-томный труд «Жизнь смысла» («биография человеческого интеллекта»).
Впрочем, протестантская Америка не стала для Сантаяны второй родиной – страна так и осталась для него чужой. Он, скорее чувствовал себя католиком и пытался использовать малейшую возможность для того, чтобы пожить в Европе.
В 1912 году в Бостоне умирает его мать. Философ в то время находился в Европе. Он сразу же телеграфирует в Гарвард и отказывается от кафедры и преподавательской работы. Больше его нога никогда не ступала на американский континент. Он даже не поехал туда, чтобы забрать личные вещи.
Сантаяна жил сначала в Англии, затем перебрался в Рим и стал «свободным художником», живя на средства от издательства своих книг. «Я никогда не любил преподавать. Я прирожденный священник или поэт», – заметил как-то Сантаяна. Доживал век выдающийся философ в больнице-пансионате одного из католических монастырей Рима. Последние годы он тяжело болел (потерял зрение и слух), но не переставал заниматься наукой – переводил любовную поэму Лоренцо Медичи «Амбра». Умер 26 сентября 1952 года в Риме, похоронен на кладбище Кампо Верано.
Широкой публике творчество Сантаяны неизвестно (его почти не переводили на территории бывшего Советского Союза, и во времена независимости ситуация кардинально не улучшилась), но каждый слышал афоризмы этого философа: «Кто не помнит своего прошлого, обречен пережить его снова», «В других нас раздражает не отсутствие добродетелей, а отсутствие сходства с нами», «Художник должен ходить в музей, но жить в музее может только педант», «Жизнь не зрелище и не праздник; жизнь – трудное дело». Сантаяна был блестящим стилистом – именно поэтому его труды растянули на цитаты, а афоризмы издаются отдельными книгами.
153 года со дня рождения Василия Кандинского (1866-1944), русского живописца и графика, одного из основоположников абстрактного искусства.
В 1901 году Кандинский начал жизнь практикующего художника; он участвует в организации объединения «Фаланга», открывает при нем свой класс.
Также, чтобы «насытить глаз», много путешествует по Германии, Европе, Северной Африке. Жил преимущественно в Германии (в небольшом городке Мурнау), иногда наведываясь в Москву и Одессу.
Этот период и стал вершиной в его творчестве. После начала Первой мировой войны вернулся в Россию, но не найдя взаимопонимания с новой властью, в 1921 навсегда покинул родину. Кандинские жили сначала в Германии, затем во Франции.
В конце 30-х годов всемирно известный художник попал в нацистский список создателей «дегенеративного искусства». Часть его картин из немецких музеев была изъята, их или продавали, или сжигали. Умер во Франции вблизи Парижа в 77 лет.
***
120 лет со дня рождения Анания Теодоровича (1900-1971), украинского церковного и общественного деятеля, одного из основателей и руководителей УАПЦ в Австралии, протопресвитера, журналиста.
Родился на Волыни. Учился в Житомирской и Кремянецкой духовных семинариях. Высшее теологическое образование получил в заочных студиях в Варшавском университете.
Во время освободительной борьбы 1917-1921 гг. воевал в рядах корпуса Сечевых Стрельцов под командованием Евгения Коновальца; награжден двумя крестами за храбрость и заслуги.
В 1925 году рукополагал в диаконы, вскоре стал священником (до выезда в эмиграцию служил священником на Волыни). Жил сначала в Германии, с 1948 года – в Австралии.
С 1951 года и до конца жизни о. Анания был неизменным настоятелем Свято-Покровского прихода УАПЦ в Сиднее. Известный как щедрый жертвователь на украинские церковные, общественные и школьные нужды не только в Австралии, но и за ее пределами.
Годовщина смерти:
День памяти Льва Львовича Ґеца (1896-1971), украинского графика, живописца, общественного деятеля. Родился Лев Ґец во Львове в многодетной украинско-польской семье. Учился во Львовском художественно-промышленном училище, впоследствии окончил Краковскую академиюи изящных искусств (с 1950 – ее профессор).
Правда, до окончания академии успел повоевать – сначала на фронтах Первой мировой войны в рядах Украинских Сечевых Стрельцов, а затем участвовал в польско-украинской войне 1918-1919 годов. Был тяжело ранен в ноги.
Именно во время «мировой военной метели» молодым художником был создан альбом «Антология стрелкового творчества» – серия чрезвычайно правдивых и эмоциональных рисунков.
По окончании академии работал учителем рисования в гимназии города Сянок, где одним из его учеников был Богдан-Игорь Антоныч (будущий известный поэт). В Сяноке, который стал ему родным домом на 12 лет, Лев Ґец вел активную общественную деятельность, много сделал для сохранения и популяризации культурного наследия лемков. Организовал общество «Лемковщина» и одноименный музей.
После окончания Второй мировой войны художник жил в Кракове. Многие из соотечественников называли его «украинским послом в Кракове». Автор более 3500 рисунков, акварелей, картин, из них 150 картин и 15 гравюр посвященных Лемковщине. Под впечатлением пребывания в Киеве (1969) создал эскизы «Золотые ворота», «Дом Т. Шевченко». На протяжении многих лет имя этого замечательного художника, настоящего виртуоза рисунка в Украине даже не упоминалось. Альбомы рисунков Льва Ґеца хранятся в Кракове и Риме.
www.ukrinform.ru/rubric-society/3154844-16-dekabra-pamatnye-daty.html