Слова гимна были узаконены лишь 6 марта 2003 года.
Создание современного гимна Украины берет начало с осени 1862 года, когда украинский ученый-этнограф, поэт и журналист, активный деятель украинского освободительного движения на Правобережной Украине Павел Чубинский написал патриотическое стихотворение «Ще не вмерла Украина».
Пророческие слова Павла Чубинского мощно зазвучали, когда были окрылены музыкой Михаила Вербицкого – скромного священника, одаренного талантом художника, одного из основоположников украинской композиторской школы. Первое документальное свидетельство исполнения песни «Ще не вмерла Украина» датируется 10 марта 1865 года, что официально считается датой первого публичного исполнения национального гимна.
Интересно, что первую тиражированную на грампластинке запись этой песни сделала студия Columbia (США) в 1916 году. Как гимн она звучала во времена Украинской Народной Республики, Западно-Украинской Народной Республики, Гетманата, Директории. Но государственное утверждение эта песня получила только 15 марта 1939 года – как гимн Карпатской Украины. Это государство просуществовало недолго. Вместе с его упадком гимн был запрещен венгерским правительством, так же, как и 70 лет в Советской Украине.
Свое новое дыхание и новую жизнь украинский гимн, так же как и другие символы нашего государства, получил во время Революции Достоинства, когда сотни тысяч людей пели заветные слова, как святую молитву. Патриотическая песня, написанная более 150 лет назад, стала одним из воплощений изначального стремления украинцев к свободе, объединила сквозь века всех борцов за независимость и стала настоящим, а не казенным символом нынешней Украины.
Даты дня:
398 лет со дня рождения Мольера (наст. – Жан Батист Поклен; 1622-1673), французского драматурга и актера.
Отвечая на вопрос короля Людовика ХІV, кто является тем самым выдающимся писателем, который прославит его царство, поэт и теоретик литературы Буало ответил: «Мольер, ваше величество». Современниками и товарищами драматурга были Жан Расин, Депрео Буало, братья Пьер и Тома Корнель, Сирано де Бержерак, Лафонтен.
Мольеровские комедии всегда имели огромный успех. «Тартюф», «Дон Жуан, или Каменный гость», «Мизантроп», «Жорж Данден», «Мещанин во дворянстве» и по сей день живут своей театральной жизнью. «По моему мнению, самое важное правило – нравиться. Пьеса, которая достигла этой цели, – хорошая пьеса», – именно таким было творческое кредо Мольера. В 20 лет он стал актером и оставался им до самой смерти.
17 февраля 1673 года Мольер последний раз вышел на сцену. Утром чувствовал себя хуже, чем обычно. Жена умоляла отменить представление, но Жан Батист отправился в театр. Во время последнего действия его схватили судороги. Он упал в кресло, но тут же поднялся и доиграл роль до конца. Актера на носилках доставили домой. Ни врач, ни священник не захотели идти к комедианту, которого считали безбожником. Вскоре у Мольера пошла горлом кровь, и он так и умер без исповеди. Хоронить такого человека по церковному закону было запрещено. Лишь после вмешательства короля архиепископ позволил похоронить драматурга по-христиански.
Мольера похоронили на кладбище Святого Жозефа – в углу, предназначенном для самоубийц и некрещеных детей. Во время французской революции тело драматурга решили торжественно перехоронить, но его могилу было трудно найти. Чьи-то останки все же выкопали и перенесли в мавзолей. Но принадлежали ли они Мольеру – неизвестно.
149 лет со дня рождения Агатангела Крымского (1871-1942), украинского востоковеда, историка, языковеда, литературоведа, фольклориста, этнографа, писателя, переводчика, слависта, академика АН Украины.
(Вікіпедія)
Один из организаторов академии наук Украины, директор Института украинского научного языка (1921-1929). Его род происходил из тюркско-татарского племени, один из предков был муллой, но после какого-то конфликта в 1696 году он вынужден был бежать из Бахчисарая от мести хана, а, перебравшись в Литву, крестился.
Из-за того, что он был выходцем из Крыма, его стали называть Крымским. Ученый свободно владел более 60 языками Востока, Средней Азии, Кавказа, Западной Европы. Внес большой вклад в отечественное востоковедение. Благодаря Крымскому украинском читатель впервые познакомился со стихами Гафиза, Омара Хайяма, Рудаки, Саади, текстами «Корана», «Тысячи и одной ночи».
В 1941 году его арестовали. Крымского вместе со многими другими представителями интеллигенции в холодных вагонах, отправили в Казахстан. Есть несколько версий его смерти. По одной из них, Агатангел Ефимович умер в Кустанайской больнице, что «славилась» своим строгим режимом. Однако есть сомнения в этом факте, ведь до сих пор неизвестно место его захоронения. Возможно, профессор так и не доехал до Кустаная и погиб в пути. Официальной датой смерти Крымского считается 25 января 1942 года.
В 1957 году он был реабилитирован. В 1991 году Академией наук Украины установлена премия имени Агатангела Крымского за выдающиеся успехи в области востоковедения; Институт востоковедения НАН Украины также носит имя выдающегося ученого.
105 лет со дня рождения Лео Мола (Леонида Молодожанина, 1915-2009), украинского скульптора, живописца, академика Королевской канадской академии искусств.
Леонид Молодожанин родился на Хмельнитчине. Учился живописи в Вене, а затем в Академиях Ленинграда, Берлина и Гааги. Во время Второй мировой войны остался на Западе.
С 1949 года жил в Виннипеге (Канада). Мировое признание Лео Мол получил, как победитель международного конкурса на сооружение памятника в Вашингтоне Тарасу Шевченко. Кроме того, он стал автором памятников Шевченко во многих странах мира: Канаде (города Виннипег, Оттава), Аргентине (Буэнос-Айрес), России (Санкт-Петербург). Среди наследия художника – создание бюста трех понтификов – Павла VI, Иоанна XXIII, Иоанна Павла II, которые хранятся в Музее Ватикана.
Он также является автором надгробного памятника известному украинскому поэту, прозаику, драматургу Ивану Багряному в городе Новый Ульм (Германия). Самое большое количество бронзовых работ украинского художника (около 300) – собрано в Саде скульптур его имени (Leо Мol Sculpture Garden) в Виннипеге. За заслуги в области искусства Леонид Молодожанин был удостоен присуждения звания Академика Королевской канадской академии художеств.
91 год со дня рождения Мартина Лютера Кинга (1929-1968), руководителя движения за гражданские права темнокожих американцев, баптистского проповедника, лауреат Нобелевской премии мира (1964).
Был убит в Мемфисе (шт. Теннесси, США), где возглавлял шеститысячный марш протеста. Как сказал один из друзей проповедника, Кинга убил не Джеймс Эрл Рэй, а вся белая Америка. Ведь именно Кинг, страстный поклонник Махатмы Ганди и его метода пассивного, ненасильственного сопротивления в борьбе за свободу, больше любого американца сделал, чтобы показать всю обманчивость многочисленных заявлений белой Америки о том, что она является землей свободы и равенства. Убедиться в этом можно, почитав проповеди Мартина Лютера Кинга.
Годовщина смерти:
День памяти Давида Бурлюка (1882-1967), украинского художника-футуриста, поэта, теоретика искусства, литературного и художественного критика, издателя, которого называли «Колумбом футуризма».
(Вікіпедія)
Один из главных творцов украинского модернизма начала XX века. Родился на хуторе Семиротовщина, что на Харьковщине. Его отец происходил из рода запорожских казаков. В 1893-1895 годах Давид Бурлюк учился в Александрийской мужской гимназии (Сумы).
Художественное образование получил в Казанской художественной школе, Одесском художественном училище, художественных студиях Мюнхена и Парижа, Московском училище живописи, ваяния и зодчества. «Всегда с любовью думаю о Давиде. Замечательный друг. Мой настоящий учитель. Бурлюк сделал из меня поэта. Читал мне французов и немцев. Выдавал мне ежедневно по 50 копеек, чтобы я писал, не голодая», – вспоминал Владимир Маяковский, который учился с Бурлюком в Московском художественном училище (правда, учились они там недолго – в 1914 товарищей исключили из учебного заведения за участие в публичных диспутах).
В 1922 году Бурлюк вместе с семьей эмигрировал в США, через 8 лет получил гражданство. На чужбине не растерялся – писал поэзию, организовывал выставки, издавал художественный журнал, занимался живописью (предпочитал пейзажи), много путешествовал – даже дважды побывал в Советском Союзе во времена хрущевской «оттепели». Маяковский в 1925 году (в то время он уже был признанным советским поэтом), находясь в Америке посетил «Додичку» – друзья вспоминали бурное прошлое, но старались не думать о будущем (особенно Маяковский).
память сфотографировались – Маяковский, Бурлюк и двое его сыновей. Через 5 лет Маяковский покончит с собой в Москве – разочаровавшийся в жизни, в друзьях, женщинах. Бурлюк переживет его на 30 лет и умрет в Саутгемптоне (остров Лонг-Айленд близ Нью-Йорка) 15 января 1967 года. В том же году умрет и его жена Мария Еленевская, с которой они прожили в мире и любви 48 лет.
После смерти художника в его имении открыли мемориальный музей и учредили Фонд Давида Бурлюка. В Украине находится только 35 его полотен.
www.ukrinform.ru/rubric-society/2855330-15-anvara-pamatnye-daty.html