Как известно, после распада Австро-Венгерской империи, Закарпатье, которое входило в ее состав, отошло к Чехословацкой республике.
В октябре 1938 года пражский парламент принял конституционный закон об автономии Карпатской Украины, после чего Чехословакия превращалась в федеративное государство чехов, словаков и карпатских украинцев. К власти автономной Карпатской Украины пришло правительство, возглавляемое Августином Волошиным. По его инициативе была создана политическая организация закарпатского населения – Украинское национальное объединение (УНО), целью которого было создание суверенного государства.
В конце концов, в воскресенье, 12 февраля 1939 года прошли выборы в Сойм. Сам день выборов был достаточно спокойным. Большинство населения после воскресной литургии на призыв священников пошла на избирательные участки для волеизъявления. В итоге партия УНО набрала 92,4% голосов избирателей.
Уже через месяц, в ночь с 14 на 15 марта, в условиях оккупации Закарпатья Венгрией, Сойм принял историческое решение: провозгласил независимую Карпатскую Украину. Тогда же парламентом была принята конституция, которая определила название государства – Карпатская Украина, государственное устройство – президентская республика, государственный язык – украинский.
В то же время были определены Государственный герб (медведь на левом красном полуполе и четыре синие и три желтые полосы в правом полуполе и трезубец с крестом на среднем зубе), Государственный флаг – желто-голубой флаг и гимн – песня «Ще не вмерла Украина». Президентом Карпатской Украины был избран Августин Волошин.
Однако, 18 марта 1939 года венгерские войска полностью оккупировали Карпатскую Украину, которая, как независимая страна, просуществовала всего несколько дней.
Даты дня:
210 лет со дня рождения Чарльза Роберта Дарвина (1809-1882), английского естествоиспытателя, основоположника материалистического
учения об историческом развитии органического мира.
(Википедия) Автор знаменитой монографии «Происхождение видов путем естественного отбора, или Сохранение избранных пород в борьбе за жизнь», в которой изложено его учение о развитии живой природы.
Дарвину принадлежит много трудов по зоологии, ботанике, геологии и тому подобное.
162 года со дня рождения Эжена Атже (1857-1927), французского фотохудожника, одной из первых выдающихся фигур в истории фотоискусства, пионера городской фотографии.
(uk.wikipedia.org/wiki)
Происходил из семьи бедных ремесленников, в пятилетнем возрасте осиротел, воспитывался бабушкой и дедушкой. Со второй попытки поступил в 1879 году в Консерваторию драматического искусства, в 1885 принят в труппу передвижного театра, но из-за болезни вынужден был оставить актерскую профессию. Начал заниматься живописью, графикой, и фотографией; с 1888 года снимал повседневную жизнь Парижа до его масштабной перестройки, запланированной и начатой бароном Османом. Он фотографировал с исключительной ясностью деталей, создавая графический летопись истории на основе субъективного и части поэтического видения.
Иногда критики называют его Уолтом Уитментом фотографии. Некоторые фотографии Атже выполнял по заказу. Для французского Архива он сделал серию документальных фотографий исторических зданий Парижа. В 1927 году Музей исторических памятников Парижа приобрел 8000 негативов Атже.
Считается, что труды Атже популяризировали сюрреалисты. Творческое наследие и архив фотохудожника были сохранены благодаря усилиям Ман Рея (известный французский и американский художник, фотограф, режиссер) и Беренис Эббот (американский фотограф, одна из первых женщин-фотографов).
В 1927 году, сразу же после смерти фотохудожника они выкупили архив (несколько десятков тысяч снимков и негативов) и вывезли в США. В 1968 году Нью-Йоркский музей современного искусства приобрел собрание работ Атже из архива Беренис-Эббот. О Атже написано биографический роман «Атже и Беренис» (1987). Нельзя также не упомянуть и Вальтера Беньямина с его известным эссе «Краткая история фотографии» (1931), в котором он рассматривает Атже как предшественника сюрреалистической фотографии, фактически делая его представителем европейского авангарда. Фраза Эжена Атже о том, что «Хорошая фотография – как хорошая собака: немая, но красноречивая», – известна всем.
148 лет со дня рождения Леся Мартовича (1871-1916), украинского писателя и общественно-культурного деятеля.
(uk.wikipedia.org/wiki)
Доктор права (окончил Львовский университет; правда, диплом доктора прав получил лишь за два года до смерти) работал помощником адвоката в городах Галичины. Принимал активное участие в крестьянском движении, был членом Русско-украинской радикальной партии. Редактировал газеты «Хлебороб», «Гражданский голос».
Литературную деятельность начал со стихов в 1889 году. Первый рассказ опубликовал на средства Василия Стефаника в Черновцах (писатели были сверстниками и дружили). «Малая» проза Мартовича представлена новеллами, рассказами и очерками, проникнутыми то добродушным юмором, то едкой иронией, едким сарказмом. «Мартович чрезвычайно пристальный наблюдатель галицкого народа, – отмечал Иван Франко, – причем он одарен большим юмористическим талантом.
Как никто другой, он умеет отметить в жизни нашего народа ту иронию фактов, которая заставляет человека все свое поведение выявлять в совершенно ином свете, чем он есть на самом деле. К тому же его стиль насквозь оригинальный, легкий и далек от любого шаблона ». Писатель выступал и с публицистическими статьями. Написал правоведческий труд «Реформы супружеского закона».
В 1966 году основан литературно-мемориальный музей Леся Мартовича в с. Торговицы Городенковского района Ивано-Франковской области, где в семье крестьянина-бедняка и родился писатель.
96 лет со дня рождения Франко Дзеффирелли (1923), итальянского режиссера, художника, продюсера, сценариста.
Был актером и ассистентом Лукино Висконти, с которым работал над картинами «Земля дрожит», «Самая красивая» и «Чувство». С 50-х гг. ХХ в. ставил драматические и оперные спектакли в Италии и за рубежом. К кинорежиссуре вернулся в 1965 году. Известным стал благодаря киноверсии опер: «Богема» (с солистами миланского театра «Ла Скала»), «Травиата» (с Терезой Стратас и Пласидо Доминго в главных партиях) и др. Почти каждый – театральный, киношный или оперный проект Франко Дзеффирелли был создан под знаменитую диву.
Он ставил спектакли для Марии Каллас, Анны Маньяни (музы Росселини и Висконти), Джульетты Симионато (партнерши и подруги Марии Каллас). Дзеффирелли открыл Джоан Сазерленд, превратив ее из австралийской провинциалки с хорошим голосом в окровавленную менаду, заставив метаться по сцене в сцене безумия Лючии в опере Доницетти в Ковент-Гарден. Сама Каллас пришла за кулисы – поздравить дебютантку. В тех же мизансценах уже Дама Британской империи – Сазерленд завершила свою карьеру в начале 90-х. У Дзеффирелли снималась и Элизабет Тейлор, блестяще сыграв в его голливудской экранизации шекспировской «Укрощение строптивой» (1967).
Годовщина смерти:
215 лет со дня смерти Иммануила Канта (1724-1804), немецкого философа, одного из зачинателей классической немецкой философии. Кант первым сформулировал теорию познания и сделал ее основным предметом философии.
(ru.citaty.net/avtory/immanuil-kant)
Его цитируют Карл Поппер, Поль Рикер, Юрген Хабермас. Жители Кенигсберга (ныне Калининград) почти две недели прощались с философом, который был живой легендой города.
В Кенигсберге Кант родился и прожил всю свою долгую жизнь (80 лет), отказываясь от самых интересных предложений со стороны ведущих университетов Европы. Трем сестрам и брату Кант оставил небольшой дом и 20 тысяч гульденов. Вскоре дом продали купцу под кафе. Канта называли «прусским отшельником».
Он был холостяком, но любил красивых женщин. «Когда нужна была женщина, я не смог бы ее обеспечить, а когда материальное положение улучшилось – отпала необходимость в женщине», – шутил философ. На склоне лет Кант любил посидеть в местной ресторации за бокалом хорошего вина. Пиво он презирал. «Пиво – напиток плохого вкуса», – таким был его вывод.
В абсолютистской Пруссии Кант был единственным мыслителем, кто последовательно обосновал доктрину либерализма и защищал систему гражданских свобод и прав. По этим вопросам он написал несколько работ, которые и сегодня являются достаточно интересными.
35 лет со дня смерти Хулио Кортасара (1914-1984), аргентинского писателя.
С 1954 года жил в Париже, был переводчиком в ЮНЕСКО. Автор драматической поэмы в прозе «Короли» (1949), что является вольной интерпретацией древнегреческого мифа о Тесее, повести «Погоня», сборников рассказов «Бестиарий», «Конец игры», «Тайное оружие», «Все огни – это огонь», «Тот, кто рядом с нами»; романов «Экзамен», «Выигрыши», «62. Модель для сборки», «Игра в классики».
Как отметил один из известных аргентинских литературных критиков, «…в Аргентине есть два культовых писателя: Кортасар и Борхес. В их творчестве определилось два основных инварианта аргентинского художника: Кортасар с его радостью и светлой надеждой, с его всегда раскрытой, разомкнутой в будущее поэтикой, и Борхес, с его замкнутым движением сознания по кругу, ощущением безысходности бытия. Это как два полюса: легкость Кортасара и тяжелый вес Борхеса… Кортасар – пример творческой дерзости, но он не угнетает».
Многие произведения Кортасара переведены и на украинский язык. Их можно прочитать в переводах Анатолия Перепади и Юрия Покальчука.
https://www.ukrinform.ru/rubric-society/2637891-12-fevrala-pamatnye-daty.html