Новый год – один из самых популярных праздников календарного года.
Этот день в течение столетий ежегодно ждут и отмечают независимо от национальности, вероисповедания и цвета кожи.
В Украине традиция новогоднего празднования имеет особенно непростую и длительную историю. Современное его празднования – четвертое в летоисчислении нашего народа.
Наши предки началом нового года считали, вполне закономерно, весну – время пробуждения природы. С введением христианства в Киевской Руси, Церковь потребовала изменить дату нового года. Религиозный календарь заставлял перенести его с весны на 1 сентября. Российская империя (правда, тогда еще Московия, ведь империей она стала в 1721 году), в которую входила и значительная часть украинских земель, была едва ли не единственной страной из старому летоисчислению.
Чтобы унифицировать это расхождение, Петр І предложил церковникам перенести Новый год с сентября на 1 января. Впрочем, и эта дата оказалась не окончательной. В феврале 1918 года в Украине был введен григорианский календарь. Однако, церковное празднование не изменилось. Поэтому у нас сосуществуют две даты начала года: официальная – 1 января и религиозная – 14 января.
В отношении традиционных атрибутов Рождества и Нового года – елки и подарков, то и здесь не все так просто. Еще в начале XIX века в Украине Новый год вообще мало кто праздновал.
Такой традиции не было ни в селе, ни в городе. К примеру, согласно новым европейским обрядам (с елкой, поздравлениями и подарками) Новый год в Киеве в начале XIX века встречали только иностранцы и приезжие чиновники, которые познакомились с веселыми «немецкими обычаями» в Петербурге. Такие праздники были редкими даже в богатых дворянских поместьях.
Украинский этнограф и фольклорист Константин Сементовский в своем исследовании 1843 года относительно праздничных обычаев в Украине ни словом не упоминает про новогодние елки и новогодние подарки.
«Немецкие елки» (именно так их называли) начали распространяться по Киеву в начале 50-х годов XIX века и уже через два-три десятилетия стали заметным явлением в городском быту. «Более-менее обеспеченные родители ставили для детей елку, украшая ее лентами и золотыми орехами, конфетами и игрушками», – писала один из киевских газет.
Подарки покупались преимущественно в иностранных магазинах, которых было немало, особенно на Крещатике. Елку в те времена называли не новогодней, а рождественской, ведь устанавливалась и украшалась она в Сочельник, или, как говорили, вечер Рождества Христова (24 декабря).
По старинным обычаям, Новый год считался сугубо домашним и преимущественно детским праздником. В 1850 годах праздник с елками стали устраивать в детских приютах, пансионах, училищах и гимназиях.
Немалый вклад в популяризацию новогодних елок сделали народные школы, которые появились в 60-х годах XIX в. Школьные празднования описала Христя Алчевска в очерках 1890 года.
О праздновании рождественско-новогодних праздников можно прочитать в замечательных воспоминаниях киевлянина Александра Вертинского, а также у Наталены Королевой (она вспоминает о праздновании в доме языковеда-украиниста Николая Сулимы).
Известному украинскому меценату Василию Тарновскому европейские обычаи казались слишком сентиментальными, и он пытался обогащать их собственными нововведениями: дети «штурмовали» елку «казацким штурмом» – валили ее на пол и обдирали с ее ветвей сладости и украшения.
После большевистского переворота 1917 года и перехода на григорианский календарь, украинцы упорно продолжали праздновать зимние праздники по-старому. Новый год по новому стилю отмечали только в государственных учреждениях. Елки устанавливали в домах на «настоящее Рождество», когда по новому стилю было уже 7 января, и они стояли немым укором советской власти до 13 января, которое получило странное название «старый новый год».
Так повторялось из года в год, пока власть в 1928 году елку вообще запретила, как «буржуазное явление», а потому и «контрреволюционное» и «антисоветское». Понадобилось еще почти десятилетие, чтобы елку «реабилитировали». Правда, на этот раз власть добилась своего: граждане стали ставить елку уже «по-советски» – в ночь на 1 января по новому стилю, а о том, что она называлась когда-то «рождественской», мало кто вспоминал.
Впоследствии советская штампомания почти полностью уничтожила и нивелирована украинские народные обычаи и обряды. Особенно сказались 70-80-е годы прошлого столетия.
Но как бы тогдашняя власть не пыталась изменить самобытность и традиции украинцев, этого ей не удалось. И сейчас Новый год, как никакой другой праздник, остается одним из самых теплых и душевных праздников.
И какими бы ни были традиции, обычаи и религиозные убеждения, каждый человек в первый день Нового года мечтает о светлом и лучшем будущем, о том, что грядущий год будет счастливее прошлого.
Поэтому с Новым годом!
Даты дня:
537 лет со дня рождения Ульриха Цвингли (1484-1531), швейцарского церковного реформатора и политического деятеля, основателя одного из самых радикальных направлений в протестантизме – цвинглианства.
В 1522 году порвал с католической церковью, отрекся сана священника.
В 1523 в Цюрихе под его руководством начала осуществляться реформа католической церкви и политической системы (в республиканском духе). Религиозная система Цвингли близка к лютеранству.
***
158 лет со дня рождения барона Пьера де Кубертена (1863-1937), французского общественного деятеля, педагога и литератора, основателя современного олимпийского движения.
В 1894-1896 гг. – генеральный секретарь, в 1896-1916 гг., 1919-1925 гг. – президент, 1925-1937 гг. – почетный президент Международного олимпийского комитета.
В этот день родился Степан Бандера (1909-1959), украинский патриот, политический деятель, идеолог и теоретик украинского национально-освободительного движения.
Бандера был талантливым организатором, политиком-стратегом, преданным революционным методам борьбы за освобождение украинского народа от австро-венгерских, польских, московско-большевистских колонизаторов, за независимое Украинское государство – такой характеристики заслужил он от своих сподвижников, последователей и сторонников украинской национальной идеи. Представители же государств, чья власть распространялась в разное время на украинские земли, считали его государственным преступником, бандитом.
«Украинский буржуазным националистом» с негативным подтекстом этого понятия, фашистским пособником, убийцей невинных людей и другими бранными эпитетами наделяла его имя большевистская пропаганда. На протяжении многих лет, в отношении патриотически воспитанных украинцев употреблялись выражения, в которых слова «националист», «национальный» трактовались как унизительный признак. При этом не упоминалось, что понятие «националист» и «патриот» тождественны – «тот, кто любит свою родину (свой народ)».
Степана Бандеру трудно воспринять патриотом тому, кто не признает украинцев отдельным народом, отдельной исторической и этнической общностью. Советские пропагандисты приложили немало усилий, чтобы в сознании рядового гражданина фамилия Бандеры ассоциировалось со словами банда, бандит. Хотя, есть и такие, кто искренне считал его родным братом знаменитого Остапа Бендера и называл (называет) «Бендерою».
Между тем, в польском языке «бандера» – это «флаг». Сегодня продолжаются дискуссии по перевозке останков Бандеры на родину. При этом имеют противоположные оценки его роли в истории Украины. Не вызывает сомнения, что Степан Бандера, несмотря на искажение его образа большевистской пропагандой, остается флагом борьбы за независимую Украину.
Будущие исследования архивных материалов, которых еще не касалась рука не ангажированных исследователей, позволят выяснить истинную роль и место националистов ХХ века в борьбе за независимость Украины, в том числе и самого Степана Бандеры, и внесут неопровержимые доказательства в пользу закономерности этой борьбы.
Но сколько правильными были все тактические шаги и действия участников этих событий, покажет время.
102 года со дня рождения Джерома Дэвида Сэлинджера (1919-2010), известного американского писателя.
Сэлинджер вырос на Манхэттене, рассказы начал писать еще в средней школе. Некоторые из них были опубликованы в журнале Story в начале 1940-х годов.
В 1948 году в журнале The New Yorker появился его первый признанный критиками рассказ «Хорошо ловится рыбка-бананка».
Самый известный роман Сэлинджера «Над пропастью во ржи» был опубликован в 1951 году и сразу стал популярным, а через несколько месяцев занял первое место в списке американских бестселлеров.
После громкой популярности, вызванной изданием романа, писатель решил переехать в Нью-Гемпшир, где приобрел себе загородный дом в городке Корниш. Именно там, в течение следующих 50 лет и жил Сэлинджер. После 1965 он перестал печататься и писал только для себя.
В последние годы жизни он практически никак не общался с внешним миром, живя за высокой оградой в своем доме и занимаясь разнообразными духовными практиками.
www.ukrinform.ru/rubric-society/3164119-1-anvara-pamatnye-daty.html